Open
Close

Чего не стоит терпеть от коллег, начальства и подчиненных несмотря ни на какую зарплату. «а в ссср у меня стоял!»: почему все ностальгируют по союзу Игнорировать ваши таланты

В Модульбанк, я составила анкету для кандидатов. В анкете был вопрос «Как вы думаете, почему вы справитесь с этой работой?». Я прочитала шестьдесят анкет. Типичные ответы были такими:

я усидчивый, внимательный и старательный;

у меня пять лет опыта, я не боюсь трудностей;

не вижу ничего сложного в том, чтобы писать текст;

еще не было работы, с которой я не справлялся.

У этих ответов один смысл «Потому что я классный». Такой ответ был минусом.

Анкета для вакансии. Чтобы сэкономить время, я не смотрела резюме, а по шаблону отправляла анкету всем кандидатам. Идею и часть вопросов позаимствовала у Айтиэдженси

Правильный ответ

Это вопрос-ловушка. Единственный ответ, который я хотела увидеть, примерно таким:

К сожалению, я не знаю, справлюсь ли с этой работой. Я слишком мало знаю о задачах в Модульбанке, поэтому не могу гарантировать, что стопроцентно подхожу. Но вакансия мне очень интересна, поэтому я готов стараться изо всех сил ради хорошего результата.

Один этот ответ много рассказывает о кандидате:

Кандидат умеет вести переговоры. В этом ответе все по Кэмпу: право на «нет», отсутствие нужды, травление лески, принцип «не в порядке». Кандидат показывает, что не пытается получить работу любыми способами, и готов к отказу. При этом не любуется своими заслугами, а честно говорит от рисках. Если кандидат так отвечает, он шарит.

Не слишком любуется собой. Кандидат не кичится достижениями, а признает, что может ошибаться. С такими людьми работать гораздо проще, чем с теми, кто считает себя по умолчанию правыми во всем.

Не обещает лишнего. Если я берусь за новый проект, я не могу гарантировать на сто процентов, что справлюсь с ним. И никто не может, потому что это невозможно контролировать, слишком много факторов могут все испортить. Я могу только обещать, что буду впахивать на проекте изо всех сил ради крутого результата. Если кандидат обещает справиться, скорее всего, в будущем он будет тоже давать ложные обещания.

Прорабатывает ожидания. До этого вопроса в анкете пятнадцать других: об опыте, заслугах, отношении к труду, умении планировать. Понятно, что в них кандидат расскажет о себе лучшее и завысит ожидания. А вопрос «почему вы справитесь?» давал шанс понизить градус собственной крутости и проработать ожидания.

Из шестидесяти анкет только в трех был такой ответ. Эти кандидаты автоматически попадали в список финалистов. Отсюда вывод: не будьте так самоуверены.

Сомнения и неуверенность в своих силах — нормальные атрибуты повышения. Но этот страх надо использовать себе во благо.

Сомнения и неуверенность в своих силах — нормальное состояние для человека, получившего повышение. Однако вместо того, чтобы культивировать свой страх, попробуйте обратить его во благо..

Сотруднику предлагают повышение. Он рад, что его оценили, но боится не справиться с новыми задачами, прослыть неудачником. И в результате размышляет: может, лучше остаться на прежнем месте? И в то же время: а вдруг такой шанс больше не представится?

Не стоит думать, что ваш руководитель или любой другой топ-менеджер, в очередной раз переходя на новую должность, пребывал в непоколебимой уверенности в себе и собственных силах. Возможно, он так же кружил по комнате, хватался за голову и думал: и зачем я только за это взялся?

А вы — боитесь?

«Страх неудач или неуверенность в своих силах могут возникнуть у любого человека, вне зависимости от уровня повышения», — констатирует Ольга Лапшинова, менеджер по работе с персоналом налогового отдела . Однако есть и «группа риска». По словам Людмилы Хенвен, эксперта кадрового холдинга , в ней находятся люди с невысокой самооценкой и высокой степенью тревожности, а также перфекционисты — те, кто привык выполнять свою работу максимально качественно.

«Переходя на более ответственную позицию, перфекционисты сталкиваются с тем, что не могут сразу показывать такой же высокий результат, что и прежде, и от этого очень переживают, — продолжает Людмила. — У «тревожных» другая проблема: они сильно зависимы от комфорта и оценки окружающих. Получив же повышение, человек не только выходит за рамки уже привычных обязанностей, но и подчас меняет команду. Нужно завоевывать доверие новых коллег, а для того, кто ценит себя невысоко, это очень непросто».

Так ли страшен страх?

Помимо необходимости взаимодействовать с коллегами, страх порождают отсутствие опыта аналогичной работы, невозможность поэкспериментировать, опасность потерять все завоеванные позиции в случае неудачи, считает Екатерина Лукьянова, консультант . Но можно ли совсем без страха? Пробую представить себе человека, который никогда не сомневается и ничего не боится, и на ум приходят лишь маленькие дети.

«Сомнения — это страх неизведанного, — рассуждает Лукьянова. — Человеку свойственно сомневаться и проявлять осторожность, это делает его гибким, готовым изменяться, а это, в свою очередь, — необходимое условие успешной работы на новой должности».

Согласна с этим мнением и Лапшинова. На ее взгляд, уверенность в своих силах можно повысить, но неуверенность или страх изжить полностью нельзя. Разумная доля неуверенности всегда порождает осмотрительность в принятии решений, что полезно.

Страх как стимул

Если «подкармливать» страх, вскоре он застит своими крыльями все ваши перспективы.

Одни страшно паникуют: «Я ни за что не справлюсь! Даже Иванов не смог, куда уж мне…». Если в этот момент мнительного паникера, одержимого стремлением к совершенству, «не поддержать, не похвалить, не отметить его достоинства в текущей должности, то он может закрыться, попытаться совсем уйти от решения вопроса своего профессионального развития. Любое обсуждение будет для него пыткой и серьезным стрессом», — напоминает Ольга Лапшинова.

Другие не отягощены бесплодным самоедством, и для них «подобный страх часто становится сигналом к мобилизации всех своих внутренних сил, стимулом к совершенствованию: если я не уверен в своих силах, значит, нужно разобраться, чего мне не хватает и справиться с этим», — добавляет HR-менеджер КПМГ.

Именно к такой реакции надо стремиться. И помнить, что главное оружие против страха — это опыт. А где его взять, если человек, не успев освоиться, в ужасе бежит с новой должности?

Амбициозные взбираются вверх, мнительные копают вглубь

Вступая в новую должность:
1. Определите, какого результата ожидает от вас руководитель, какие задачи вы должны решить в первую очередь и в какие сроки. Будут ли у вас помощники? Ну и просто присмотритесь к нему (и другим ключевым менеджерам) - вдруг вы окажетесь настолько неприятны друг другу, что не сможете работать вместе.

2. Поинтересуйтесь у будущих коллег, которые занимают аналогичную должность или выполняют сходные задачи, какие сложности у них возникают, какие участки работы считаются «горячими».

3. Уделите особое внимание налаживанию отношений с подчиненными, чтобы потом можно было рассчитывать на их поддержку. Даже если вы давно работаете вместе, нужно проявить себя в новом качестве. Проведите организационные собрания отдела, организуйте рассылки с информацией о новых задачах. Поговорите с каждым об его обязанностях и наметьте перспективы развития.

4. Составьте план действий на ближайшее время, обсудите его с руководителем. Более глобальные задачи разбейте на подзадачи. Определите, каких знаний и навыков вам не хватает для успешного выполнения этой работы. Пусть цели будут конкретными, достижимыми, привязанными к конкретным срокам.

«Если ваш работодатель предложил вам продвижение, но вы не уверены, что готовы к этому шагу, ответьте для себя на несколько вопросов, — советует Людмила Хенвен. — Во-первых, интересна ли вам предлагаемая позиция; во-вторых, соответствует ли она нашим долгосрочным карьерным планам; и, наконец, готовы ли вы уделять дополнительное время более интенсивной работе, если это необходимо. Если ответы утвердительные — смело идите вперед».

Кстати, по словам Екатерины Лукьяновой, амбициозные и мнительные могут развивать свою карьеру по-разному. Для амбициозных самое милое дело получить повышение по службе — вместе с ответственностью и новыми обязанностями они обретут желанную самостоятельность, возможность самореализации и полномочия.

Однако расширение круга компетенций на одной должности — это тоже развитие карьеры и тоже может сопровождаться повышением зарплаты, считает Лукьянова. По ее словам, такое развитие подходит людям мнительным, но при этом обладающим хорошим интеллектуальным потенциалом и высоким профессиональным уровнем.

Когда лучше остаться на прежнем месте

По мнению экспертов, если повышение сотрудника связано с признанием его заслуг и компетентности, в 80% случаев у него нет оснований для страхов. «Но, к сожалению, иногда такие решения принимаются необдуманно, без основательных аргументов и анализа», — говорит Ольга Лапшинова. Она рекомендует насторожиться, если: 1) руководство само не знает, чего хочет; 2) ситуация «патовая»: нужен хоть кто-то, кто мог бы решить насущные проблемы, «а дальше посмотрим»; 3) руководство не имеет полного представления о том, какой опыт у вас уже есть, чем ваши знания будут полезны.

К сожалению, бывает и так, что человека продвигают на более высокую позицию лишь с тем, чтобы его просто «подставить». «Например, если в компании не все в порядке с финансовой отчетностью, то на должность руководителя, несущего уголовную ответственность, постараются поставить человека, не слишком искушенного в этих вопросах», — приводит пример возможной ситуации Екатерина Лукьянова.

Еще две причины «притормозить» — отсутствие лидерского потенциала и организаторских способностей (если человеку предлагают перейти на руководящую должность), и отсутствие интереса к предлагаемой работе. Людмила Хенвен отмечает, что если человек при переходе руководствуется лишь тем, что он уже давно работаете в компании и «пора что-то менять», скорее всего, с новой задачей он не справится. У него не будет стимула выкладываться полностью.

Если вы не справились

В таком случае программа минимум — постараться спокойно вернуться на прежнюю должность, программа максимум — вернувшись, сохранить в своем арсенале тот опыт, который был получен даже при неудачной попытке, говорит Екатерина Лукьяненко.

Для этого:

  1. Определите, насколько понятны для вас были новые обязанности.
  2. Восстановите картину: задача, ваши действия, результат. Где возникли сложности? Чтобы получить объективную картину, узнайте мнение «нейтральных» коллег.
  3. Попросите у руководителя детальные комментарии по вашей работе, пусть даже не слишком приятные. Как, на его взгляд, нужно было решать эту задачу?
  4. Составьте для себя план собственного развития, очертив свои сильные и слабые стороны в желаемой роли. На что нужно обратить внимание, чтобы успешно справляться со своими обязанностями впредь? Возможно, стоит посетить тренинг, семинар, курсы. Возможно, уделить внимание отношениям в коллективе.

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

План-конспект открытого урока по русскому языку

Тема: «Правописание Н-НН в разных частях речи»

МБОУ «СОШ №17 города Йошкар-Олы»

Учитель: Ефименко Т.Н.

Для 10-11 классов общеобразовательных школ

2014 – 2015 уч.год

Тема занятия : «Правописание Н-НН в разных частях речи»

Вид занятия : комбинированный урок

Тип урока : урок изучения нового материала

Цели занятия :

Обучающие:

- закрепить навыки правописания Н-НН в разных частях речи;

- обеспечивать овладение обучающими навыками грамотного письма;

- способствовать формированию у обучающихся умения находить и исправлять орфографические ошибки;

- определять именное и отглагольное происхождение слов и выработать навык определения именных и отглагольных образований выбора Н-НН в суффиксах;

- расширить полученные сведения о правописании Н-НН в наречиях, прилагательных, причастиях, существительных, образованных от прилагательных и причастий;

- научить различать краткие формы прилагательных и причастий, а также различать краткие страдательные причастия и наречия;

- закрепить знания о правописании слов-исключений.

Развивающие:

- совершенствовать орфографическую и речевую грамотность обучающихся;

- развивать навыки самоконтроля, необходимые при выполнении заданий.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию культурно-ценностного отношения к русской речи и русской литературе;

- способствовать повышению мотивации к учебной деятельности;

- воспитывать стремление к грамотной речи.

Требования к обучающимся:

- обучающиеся должны иметь представление об основных орфограммах, регламентирующих написание слов;

- обучающиеся должны знать части речи, их отличие и правильное написание;

- обучающиеся должны уметь находить и исправлять орфографические ошибки, вставлять пропущенные буквы в словах, анализировать текст, определять тему, основную мысль текста, тип речи и стиль, воспринимать звучащую монологическую и диалогическую речь, воспринимать письменную речь.

Методы обучения:

    Объяснительно-иллюстративный

    Частично-поисковый

    Репродуктивный

    Проблемный

Приёмы обучения:

    Постановка проблемных, частично-поисковых вопросов актуализации знаний обучающихся;

    Обращение к наглядным и компьютерным средствам обучения.

Формы организации учебного процесса :

    Фронтальная

    Индивидуальная

Междисциплинарные связи:

    Русский язык. Морфология.

    Русский язык. Лексика.

    Русский язык. Морфемика.

    Литература. Рассказ Л.Н.Толстого «После бала»

    Литература. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»

Внутридисциплинарные связи:

    Тема 1.1. Язык и культура. Типы норм.

    Тема 2.4. Употребление Ь и Ъ знаков.

    Тема 2.5. Правописание безударных гласных корня.

    Тема 2.6. Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные.

    Тема 2.7. Правописание приставок. Приставки пре – и при-

    Тема 2.9. Общие правила правописания сложных слов. Правописание гласных после шипящих и Ц.

    Тема 2.10. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, деепричастий.

Средства обучения:

    Учебно-методическая литература:

- учебники

    Учебно-наглядные пособия:

- раздаточный дидактический материал

    Технические средства обучения:

- компьютер

Литература:

Основная:

1. Греков В.Ф. , Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: 2007.

2 . Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. М.: Московский Лицей. - 2011.

3. Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. М.: Паритет. - 2002.

4. Толстой Л.Н. Роман-эпопея «Война и мир». Том 1,2. Самара: Самарский Дом печати. 1994.

5 . Толстой Л.Н. Рассказы. М.: Дет. Лит.1978.

Дополнительная:

    Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. М., 1994.

    Розенталь Д.Е. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: 2002.

    Словарь литературоведческих терминов

Ход урока

    Организационный момент

Приветствие;

Оформление записей в журнале;

Определение отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания

Ребята, вы должны были найти разные виды орфограмм в данных на дом текстах.

Текст 1.

Текст 2.

Текст 3

Вопрос к группе : Давайте вспомним изученные орфограммы и озвучим их.

    Изучение нового материала .

Сейчас мы проведём небольшую устную орфографическую разминку. Посмотрите на задание 1.

Давайте вставим пропущенные буквы в следующих словах: лу(н,нн)ый, деревя(н,нн)ый, сви(н,нн)ой, кожа(н,нн)ый, образова(н, нн)ый, агитацио(н,нн)ый, време(н,нн)ый, искусстве(н,нн)ый, серебря(н,нн)ый, взволнова(н,нн)ый.

Вопрос: Ребята, на какую тему подобраны данные слова?

Ребята отвечают и учитель называет тему урока «Правописание Н-НН в разных частях речи»

Откройте рабочие тетради

Запишите число

Укажите вид работы (классная)

Запишите тему урока

Звучат цели урока. Сегодня мы с вами выступим в роли исследователей, лингвистов, литературоведов. И начнём мы с изучения новой темы.

    Закрепление нового материала.

Задание 1. Фронтальный опрос

По тому, что вы прослушали, и подглядывая в таблицы, которые есть у каждого в папке, ответим на следующие вопросы и побываем в роли исследователей:

    Назовите одиночные суффиксы имён прилагательных

    Назовите двойные суффиксы имён прилагательных

    Назовите другие условия написания НН в имёнах прилагательных

    Перечислите слова-исключения

    Назовите, сколько Н пишется в кратких прилагательных

    Назовите, сколько Н пишется в кратких причастиях

    Назовите, сколько Н пишется в отглагольных прилагательных и в словах типа глаженый-переглаженый

    Назовите условия написания НН в полных причастиях

    Расскажите, как отличить отглагольное прилагательное от причастия

    Расскажите условия написания Н-НН в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий

Задание 2. Найдите в папке задание 2 и, пользуясь таблицей, исправьте в тексте орфографические ошибки на данную тему.

Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо его было очень румянное, с белыми подвитыми усами, белыми же, подведеными к усам бакенбардами и с зачесаными вперёд височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери была в его блестящих глазах и губах. Сложенн он был прекрасно, с широкой, небогато украшеной орденами грудью, с сильными плечами и длиными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.

(Проверяем исправленный текст на слайде.)

Ребята, обратили ли вы внимание на автора текстов в домашнем задании и знаете ли вы автора данного отрывка? Можете ли вы назвать это произведение?

Правильно, это Л.Н.Толстой. А произведение – «После бала». Сегодня мы с вами будем анализировать отрывки из романа-эпопеи «Война и мир».

Учитель: Есть особый специфический вид общения между людьми с помощью письменных текстов. В нём участвует автор и читатель, а текст является между ними посредником. За текстом всегда стоит автор. Текст- это авторское открытие, осознание автором тех или иных сторон действительности и его умение выразить эту действительность средствами языка. Сейчас мы побываем с вами в роли лингвистов и литературоведов, и в этом нам помогут тексты Л.Н.Толстого, взятые из романа-эпопеи «Война и мир».

Просмотр фрагмента №1 из к/ф С.Бондарчука «Война и мир»

Фрагмент 1.

1) Князь Андрей безвыездно прожил 2 года в деревне.2) Все те предприятия по имениям, которые затеял у себя Пьер и не довёл их ни до какого результата, беспрестанно переходя от одного дела к другому, были исполнены князем Андреем.

3) Он имел практическую цепкость, которая без усилий с его стороны давала движение делу.

4) Одно имение его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы, в других барщина была заменена оброком. 5)В Богучарово была выписана на его счёт учёная бабка для помощи родильницам, и священник за жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте. 6)Одну половину своего времени князь Андрей проводил в Лысых Горах с отцом и сыном; другую половину времени в богучаровской обители, как называл отец его деревню…

7) Весной 1809-го года князь Андрей поехал в рязанские имения своего сына, которого он был опекуном.

8) Проехали перевоз, на котором он год назад говорил с Пьером.9) Проехали деревню, зеленя, подъём по размытой глине, полосы жнивья и въехали в берёзовый лес по обеим сторонам дороги. 10)В лесу было почти жарко, ветру не слышно было.11) Берёза, вся обсеянная зелёными клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы.12) Рассыпанные кое-где мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме. 13)Лошади зафыркали, въехав в лес…

14) На краю дороги стоял дуб. 15)Он был в десять раз толще и в два раза выше каждой берёзы.16) Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. 17)С огромными своими неуклюже, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. 18)Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. 19) «Весна, и любовь, и счастье! – как будто говорил этот дуб. – И как не надоест вам всё один и тот же глупый, бессмысленный обман.20) Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. 21)Вот смотрите, сидят задавленные мёртвые ели, вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков.22) Как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

23)« Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей,- пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,- наша жизнь кончена!» (Л.Н.Толстой «Война и мир»)

Вопросы к тексту:

    Ответьте, почему это текст?

Задание 4. Найдите в данном тексте слова с изученной орфограммой, объясните их написание. Определите части речи данных слов.

Вот мы с вами и попробовали себя в роли исследователей, лингвистов. Молодцы!

Задание 5. Смотрим 2-ой фрагмент из к/ф «Война и мир».

Учитель: Эпизод «Ночь в Отрадном» интересен разнообразными приёмами создания художественных образов. Созвучие в настроении природы и человека, портретная зарисовка, восприятие человеком красоты природы, внутренний монолог, авторское отношение к героям, которое спрятано в подтексте,- всё это и есть приёмы создания художественных образов.

Найдём этот текст в папке, прочитаем его и ответим на следующие вопросы:

    Какой художественный приём мы получаем, соединив два рассмотренных текста?

Фрагмент 2.

1) По опекунским делам рязанского имения князю Андрею надо было видеться с уездным предводителем. 2) Предводителем был граф Илья Андреевич Ростов, и князь Андрей в середине мая поехал к нему.

3) Был уже жаркий период весны. Князь Андрей, невесёлый и озабоче(н,нн)ый, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. 4)Вправо из-за деревьев он услыхал женский весёлый крик и увидал бегущую наперерез его коляски толпу девушек…

5) Вечером, оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть.6) Он читал, потом потушил свечу и опять зажёг её.7) Он досадовал на этого глупого старика (так он называл Ростова) , который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставле(н,нн)ы ещё, досадовал на себя за то, что остался.

8) Князь Андрей встал и подошёл к окну, чтобы отворить его.9) Как только он открыл ставни, лу(н,нн)ый свет ворвался в комнату.10) Он отворил окно.11) Ночь была свежая и неподвижно-светлая.12) Перед окном был ряд подстриже(н,нн)ых дерев, чёрных с одной и серебристо-освещённых с другой стороны.13) Князь Андрей облокотился на окно, и глаза его остановились на небе.14) Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали.15) Он услыхал сверху женский говор…

Соня! Соня!- послышался опять первый голос.- Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она почти со слезами в голосе.- Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.

16) Соня неохотно что-то отвечала.

17) -- Нет, ты посмотри, что за луна! Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – туже, как можно туже, - и полетела бы. Вот так! …

18) В душе князя Андрея вдруг поднялась такая неожида(н,нн)ая путаница молодых мыслей и надежд, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе своё состояние, тотчас же уснул.

19) На другой день князь Андрей поехал домой.

20) Уже было начало июня, когда он, возвращаясь домой, въехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так стра(н,нн)о и памятно поразил его…

21) «Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, - подумал князь Андрей.- Да где он?- подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал.22) Старый дуб, весь преображё(н,нн)ый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца.23) Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничто не было видно.24) Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились сочные, молодые листья.25) «Да это тот самый дуб»,- подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричи(н,нн)ое весе(н,нн)нее чувство радости и обновления. 26)Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему.27) И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризне(н,нн)ое лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнова(н,нн)ая красотою ночи, и эта ночь, и луна.28) «Нет, жизнь не конче(н,нн)а в 31 год,- вдруг окончательно, беспереме(н,нн)о решил князь Андрей.- Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, надо, чтобы все знали меня!...»

Задание 6. Вставьте пропущенные буквы в данном отрывке и объясните их написание.

Стр. 104. Упр. 127.

Задание 8. Зачётная работа : работа с учебником Громова С.А. Стр.100. Упр.118. Стр.102.Упр.123.

4. Подведение итогов занятия.

Перечислите основные правила правописания Н-НН в разных частях речи

Вывод: Итак, мы повторили с вами ещё одно правило. Помните, что грамотная речь и грамотное письмо – это показатели образованного человека.

Домашнее задание.

    Составить кластер по изученной теме, взяв только одну часть речи.

    Написать небольшое сочинение-рассуждение, используя данные тексты, на тему: «Как вы понимаете смысл последнего предложения?»

«Нет, жизнь не кончена в 31 год,- вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, надо, чтобы все знали меня!...»

Оценки за работу на уроке.

Заполнение обучающимися дневника.

Дневник урока

п/п

Критерий оценки (вопрос)

Варианты оценки

Твоё отношение к уроку

1. Отличный, интересный,
захватывающий.

2. Хороший, содержательный,
заставляющий работать.

3. Нормальный, обычный.

4. Скучный, работал без интереса.

5. Бесполезный

Какая цель стояла перед тобой на уроке?

Чему новому ты научился на уроке?

Как ты оцениваешь

деятельность

преподавателя?

Доволен

Равнодушно

Разочарован

Как ты оцениваешь свою деятельность на уроке?

Был активным участником.

Доволен.

Был пассивным слушателем.

Разочарован.

Правильные ответы на вопросы и задания

    Проверка домашнего задания.

Найти разные виды орфограмм в данных на дом текстах.

Текст 1. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов пригласил её, только что она вошла, а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Так что мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой, за которой я ухаживал прежде.

Текст 2. Крепостной наш лакей Петруша встретил меня со свечой и хотел помочь мне раздеваться, но я отпустил его. Вид его заспанного лица с спутанными волосами показался мне умилительно трогательным. Стараясь не шуметь, я на цыпочках прошёл в свою комнату и сел на кровать.

Текст 3 . Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Это был оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Дёргаясь всем телом, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад, то падая наперёд…И не отставая от него, шёл твёрдой походкой высокий военный.

Мы повторили следующие орфограммы:

Правописание гласных и согласных в корне слова, правописание О-Е после шипящих и Ц, правописание Ь – Ъ знаков, правописание приставок, правописание суффиксов, правописание сложных слов.

2.Изучение нового материала

Пропущены буквы в следующих словах: лунный, деревянный, свиной, кожаный, образованный, агитационный, временный, искусственный, серебряный, взволнованный.

3.Закрепление нового материала.

    Фронтальный опрос.

Суффиксы –ан-, -ян-, -ин-

Суффиксы –онн-, -енн-

С основой на –н-, от сущ.на –мя

Слова-исключения: оловянный, деревянный, стеклянный, ветреный, ветряная, раненый

В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полной форме

В кратких причастиях пишется всегда одна Н

В отглагольных прилагательных пишется одна Н, слова типа глаженый – переглаженый подчиняются правописанию отглагольных прилагательных

НН – есть приставка или зависимое слово; есть суффиксы –ова-, -ёва-, -ирова-; образовано от глаголов сов. вида

Причастия образуются от глаголов сов. вида, а отглагольные прилагательные от несов.вида

В наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий пишется столько Н, сколько н было в прилагательных и причастий, от которого они образованы

Задание 2. Исправленный текст.

Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо его было очень румяное, с белыми подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперёд височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.

Задание 3. Прочитаем первый отрывок из романа и ответим на вопросы:

    Ответьте, почему это текст?

    Определите тему данного текста.

    В чём заключена главная мысль?

    Определите тип речи, стиль данного текста.

    Что происходит с главным героем?

- Это текст, потому что все предложения связаны логически и грамматически, есть тема, отношение автора к происходящему

Тема: отъезд князя Андрея в рязанские имения своего сына, встреча со старым дубом

Идея в 23 предложении текста

Тип речи: повествование, описание и скрытое рассуждение

Стиль: художественный

Настроение главного героя упадническое, ему кажется, что, действительно, всё хорошее в его жизни уже позади. Князь Андрей смиряется со своей участью.

Задание 4. Найдите в данном тексте (1 фрагмент) слова с изученной орфограммой, объясните их написание. Определите части речи данных слов.

Безвыездно – наречие

беспрестанно – наречие

исполнены – кр.причастие

перечислено – кр.причастие

заменена - кр.причастие

выписана - кр.причастие

священник – существительное

обсеянная – причастие

зелёными – прилагательное

рассыпанные – причастие

обломанными – причастие

несимметрично-растопыренными – нар./прич.

бессмысленный – прилагательное

задавленные – причастие

ободранные – причастие

кончена - кр.причастие

Задание 5 . Прочитаем 2 фрагмент и ответим на следующие вопросы:

1 . Чем отличаются данные отрывки?

2.Какой художественный приём мы получаем, соединив два рассмотренных текста?

Данные отрывки отличаются лексикой, настроением, построением предложений (много сложных предложений, введён диалог). Если соединить рассмотренные тексты, мы получаем яркое противопоставление, которое называется антитезой.

Задание 6. Вставьте пропущенные буквы в данном отрывке (2 фрагмент) и объясните их написание.

Озабоченный – причастие

не доставлены – кр.причастие

лунный – прилагательное

подстриженных – причастие

неожиданная – причастие

странно – наречие

преображённый – причастие

беспричинно – наречие

весеннее – прилагательное

укоризненное – прилагательное

взволнованная – причастие

не кончена – кр.причастие

беспеременно - наречие

Задание 7. Работа с учебником Громова С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов.

Стр. 104. Упр. 127.

    Оратор говорил убеждённо. (наречие)

    Большинство было убеждено в его правоте. (кр.прич.)

    Слушали удивлённо. (наречие)

    Собрание удивлено.(кр.прич.)

    Говорили обоснованно. (наречие)

    Заявление было обосновано. (кр.прич.)

    Провели собрание организованно. (наречие)

    Мероприятие организовано школой. (кр.прич.)

    Поведение её было странно.(кр. прил.)

    Звуки падающих капель странно сливались со звуком часов. (наречие)

    Все были уверены, что с работой справятся. (кр.прил)

    Сейчас он делал это уверенно. (наречие)

    Мальчик рассеянно смотрел по сторонам. (наречие)

    Войско противника рассеяно. (кр.прич.)

    Сегодня она рассеянна и невнимательна. (кр. прил.)

Задание 8. Зачётная работа

Упр.118.

Варёный суп

Варённый в кастрюле

Гружёный вагон

Гружённый песком

Крашеный пол

Некрашеный пол

Сеяная мука

Сеянная через сито

Плетёная корзина

Плетённая из веток

Гранёный стакан

Гранённый особым способом

Графлённый карандашом

Графлёный лист

Доёная корова

Доённая утром

Верченый мальчишка

Верченный резко

Упр.123.

Глаженый - переглаженый

HR-директор IT-компании нашел подходящего кандидата на должность руководителя отдела подбора. У молодого человека – профильное образование, опыт работы в рекрутинге пять лет. На собеседовании он продемонстрировал широкий кругозор, приводил много примеров из практики. Кроме того, претендент называл различные методики подбора, и было ясно, что он знаком с ними. Самое главное, чем соискатель подкупил Директора по персоналу: на вопросы отвечал уверенно и четко, показывал, что не боится сложных задач . Было видно, что готов хоть сейчас взяться за них.

Однако уже через три месяца стало ясно, что в отделе подбора, который возглавил перспективный молодой человек, проблемы. Один опытный менеджер по подбору пришел к главе службы персонала и заявил, что не может работать с новым руководителем. Еще два рекрутера с интервалом в неделю подали заявления об увольнении. HR-директор поговорил с сотрудниками. Те рассказали, что начальник часто настаивает, чтобы они сделали так, как он сказал. Но эти поручения не совсем грамотные. Будучи не в силах сопротивляться, подчиненные выполняют задания. Результат получается незавидным. Тогда руководитель отдела обвиняет во всем менеджеров по подбору, не признает, что сам неверно поставил задачу .

Глава службы персонала побеседовал и с новым начальником отдела подбора, предложил в деталях разобрать ситуации, которые в последнее время спровоцировали конфликт с подчиненными. Анализируя ситуации вместе с новичком, HR-директор вдруг понял, что тот действует не совсем профессионально. Вдруг стало ясно: уверенность, с которой он отвечал на вопросы на собеседовании и проявлял готовность немедленно взяться за сложные задачи, – следствие непрофессионализма. Молодой человек просто не до конца осознавал, насколько сложны эти задачи, как непросто их будет выполнить качественно. Словом, он – артист разговорного жанра , который сыплет терминами, но на практике не способен на многое, допускает ошибки. HR решил избежать в будущем такого промаха. Он выработал такие инструменты оценки соискателей, с помощью которых сможет раскусить на собеседовании дилетанта, уверенного в том, что все знает и умеет.

Николай БЕЛЕНЦОВ,

Директор по персоналу авиакомпании Nordwind

Чтобы выявить кандидата с низкой квалификацией, я использую проверочные вопросы

Эти вопросы задаю, если у меня возникает подозрение, что кандидат не тот профессионал, за которого себя выдает. Например, спрашиваю: «Какой самый главный вывод Вы сделали из последнего рабочего конфликта?». Или прошу: «Назовите три навыка, которым Вы научились у своих коллег за последний год». Затем кладу на стол чистый лист бумаги, ручку и даю время подробно сформулировать свои суждения. Замечено: если соискатель испытывает сложности с ответами, с его профессионализмом что-то не так.

За фразой кандидата «Это элементарно!» часто скрывается успешный дилетантизм

Если человек уверенно отвечает на любой вопрос, связанный со своей профессией, это неплохо. Возможно, он хороший специалист с богатым опытом и многое знает. Но уверенность уверенности рознь. Настоящий специалист, отлично ориентируясь в вопросе, всегда обозначит, при каких условиях наиболее подходящим будет то или иное решение. Кроме того, озвучит альтернативные варианты. Он подчеркнет: нужно выяснить все тонкости, чтобы сделать точный вывод или прогноз. Ведь этот человек видит все грани проблемы, понимает, что за ней может стоять.

Дилетант же чрезмерно категоричен и уверен в своей правоте . Он ни в чем не сомневается, считает, что все знает и умеет. Просто так решил. Поэтому сразу выдает однозначное заключение по проблеме или совет, претендующий на истину в последней инстанции. Ведь дилетант не допускает, что может ошибиться , так как, по словам Светланы МОТАЛОВОЙ, ведущего консультанта Kelly Services CIS, просто не заметит, что допустил ошибку. Он просто не знает, что поступил неверно. А значит, неудача ему нестрашна. Такую слепую уверенность кандидатов Cветлана называет успешным дилетантизмом. Американские социальные психологи Джастин КРЮГЕР и Дэвид ДАННИНГ в конце 1990-х годов подробно изучили и описали эту особенность человеческого сознания. Ее стали называть по фамилиям психологов – эффектом ДАННИНГА – КРЮГЕРА. Как его обнаружить по поведению кандидатов, подробнее рассмотрим далее.


Спросите соискателя, кто оказал на него влияние и помог состояться в профессии

Человек, который подвержен эффекту ДАННИНГА – КРЮГЕРА, преувеличивает собственные способности, знания и навыки, а достижения других специалистов оценить не в состоянии, объясняет их случайным стечением обстоятельств. Расспрашивайте соискателя: «У кого Вы учились?» или «На кого Вы равнялись, когда делали первые шаги в профессии?». Если он, не сильно раздумывая, начнет называть конкретных людей (преподавателя в вузе, первого руководителя и наставника, авторов книг, признанных экспертов), это хороший знак. Скорее всего, синдром успешного дилетанта ему не присущ. Если же перед Вами уверенный, но не слишком компетентный специалист, он может и не вспомнить, у кого учился и кто оказал на него влияние. Скажет, что всему научился сам , используя свои способности и целеустремленность. Причина такой реакции в том, что он, собственно, и не понимает, из каких кирпичиков складывается мастерство, какие ступени надо пройти, чтобы состояться. Насторожитесь и продолжайте тестировать такого претендента.


Главное в статье Скрыть Тест с квадратом: не считает ли кандидат, что на 100 процентов овладел своей профессией

Внимание

По данным психологов, синдром ДАННИНГА – КРЮГЕРА поражает до 25 процентов работоспособных людей. Это не так и мало: четверть соискателей! Серьезно относитесь к этому факту и тестируйте кандидатов на синдром.

Не спрашивайте прямо соискателя, считает ли он, что знает и умеет в своей профессии все. Лучше проведите небольшой графический тест. Нарисуйте на листе бумаги квадрат и попросите кандидата представить, что это его «профессиональное поле» . Скажите: «Закрасьте, пожалуйста, такую часть квадрата, которая отражает уровень Ваших профессиональных знаний». Поясните: человек, который считает, что освоил профессию на 100 процентов, обычно закрашивает квадрат целиком. Если соискатель так и поступит (рис. 1 ниже), есть подозрение, что он не может критически оценить себя , его квалификация невысока. Вероятно, ему присущ эффект ДАННИНГА – КРЮГЕРА. Только неквалифицированный специалист может всерьез полагать, что знает в профессии все. Истинный профессионал глубоко погружен в область знаний, видит, насколько она безгранична. Он отдает себе отчет, что еще есть к чему стремиться, понимает, что знания постоянно обновляются и ему необходимо развиваться и повышать свой профессиональный уровень. Даже признанные специалисты своего дела не заштриховывают квадрат полностью (рис. 2 ниже).

Рисунок 1. Так выполнит тест тот, кто подвержен эффекту ДАННИНГА – КРЮГЕРА


Рисунок 2. Так заштриховывают квадрат соискатели, которым не присущ эффект ДАННИНГА – КРЮГЕРА

Алла ЕГОРОВА,

экс-начальник службы развития персонала авиакомпании «Россия»

Чтобы раскусить непрофессионала, моделирую рабочие ситуации

Даю кандидату кейс и спрашиваю: «Как Вы поступите, если...?». Потом прошу уточнить, почему соискатель думает именно так, и предлагаю поискать альтернативный путь решения этой же задачи. Когда составляю кейс, делаю так, чтобы в условии не хватало исходных данных. И смотрю, как человек рассуждает, какие вопросы задает, просит ли детали.

Поинтересуйтесь, может ли соискатель ошибаться в работе

Спросите: «Если бы Вам пришлось работать с шефом другого подразделения, пока Ваш руководитель в отпуске, какие Ваши недостатки он бы обнаружил?» По ответу поймете, способен ли кандидат посмотреть на себя и свою работу со стороны . Например, он говорит: «Я предпочитаю действовать гибко, поэтому иногда приходится нарушать инструкции. Многим это не нравится». Такой ответ понятен, человек отдает себе отчет в своих действиях.

Но насторожитесь, если он отвечает: «Все зависит от того, насколько хорош начальник. Умный увидит, что я всегда все делаю правильно и не совершаю ошибок». Известно, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Настоящие профессионалы часто подвергают сомнению свои решения и действия. Также спросите претендента: «Если бы Вы были на месте Вашего начальника, за что бы Вы себя покритиковали? Какие неудачи у Вас были и из-за чего?». Если соискатель не может четко назвать свои недостатки, скорее всего, неудачи такой человек связывает только с неблагоприятными внешними обстоятельствами и враждебными действиями других. Это признак эффекта ДАННИНГА – КРЮГЕРА.

Главное в статье Скрыть Схема. Признаки, что перед Вами человек, у которого проявляется эффект ДАННИНГА – КРЮГЕРА

Пример

Рекрутер задал кандидатке на вакансию бухгалтера вопрос-кейс: «Предположим, Вы вовремя не предоставили руководителю отчет. Кроме того, нарушили очередность оплат – раньше перечислили деньги по тому счету, который был выставлен позже. Почему такое могло произойти?» Соискательница не раздумывая ответила: «Все, что Вы перечислили, типично для работы бухгалтеров. Но это не наша вина. Сотрудники то первичную документацию задерживают, то договоры не несут. Вот отчет и не был готов к сроку. А очередность платежей? Можно нарушить ее не по своей воле. Например, пришел директор по продажам и накричал. Потребовал срочно оплатить счет, так как поставщик ждет денег». По ответу было видно: объясняя свои гипотетические ошибки, претендентка винит в них не себя, а других. Менеджер по подбору персонала допустил, что у нее может быть синдром ДАННИНГА – КРЮГЕРА. Ведь сбор первичных документов – это одна из обязанностей сотрудника бухгалтерии. Он должен предпринимать активные действия, чтобы документы оказались у него в нужное время.

Марина МИРОНОВА,

начальник управления по работе с персоналом компании «Велес-Капитал»

3 маркера, которые помогут определить недостаточно квалифицированного кандидата с завышенной самооценкой

Первый маркер: кандидат хочет показаться более значимым в глазах других, поэтому оперирует громкими именами, сложными терминами и большими цифрами. Самооценка завышена. Второй маркер: чувствуется узкий кругозор в теме, в которой он считает себя экспертом. Например, когда-то выучился и больше не считает нужным обновлять знания. Третий маркер: кандидат не воспринимает критику в свой адрес и не слышит окружающих. Чтобы понять, характерны ли такие паттерны поведения для соискателя, я включаю в наш диалог каверзные вопросы. Это помогает увидеть его «настоящее лицо».

Рисунок. Первоапрельская HR-карикатура в тему статьи


Главное в статье Скрыть Проведите интервью по принципу воронки: поймете, действительно ли кандидат детально разбирается в своей профессии

Сначала задайте претенденту пару общих вопросов о том, что он делал на предыдущем месте работы. Например, спросите: «Какие задачи перед Вами стояли?», «Из каких этапов складывалась работа над важной задачей?». После этого, выслушав ответы, задавайте все более конкретные и узкие вопросы , побуждая кандидата углубляться в детали и мелочи. Проще говоря, идите от общего к частному. Скажем, интересуйтесь: «Какое решение было самым трудным?», «Почему Вы решили действовать так, а не иначе?», «С кем Вы советовались и почему?», «Откуда Вы знаете, что на этой стадии стоило поступить так, как Вы поступили?». Следите, насколько спокойно, убедительно соискатель дает ответы.

К примеру, он заметил: «В ходе работы стало понятно, где мы допустили ошибку. Новое сырье содержит ингредиенты, которые повлияли на консистенцию полуфабриката. Пришлось изменить рецептуру, чтобы нивелировать этот эффект». Если же кандидат рассказывает, что работа шла гладко, безупречно, при этом не вдается в детали, не может описать нюансы, это плохо. Скорее всего, у него поверхностные знания о проекте , и он не играл в работе весомую роль.

Пример

Генеральный директор IT-компании поставил перед Директором по персоналу задачу – подобрать и представить подходящего кандидата на позицию руководителя проекта по автоматизации входящих обращений клиентов. Идеальный претендент на эту роль – специалист, который уже реализовывал подобный проект. А именно: готовил техническое задание, подбирал команду, следил за рабочим процессом, тестировал систему, выявлял и устранял ошибки, запускал программу. В финал вышли три кандидата, которые показались наиболее подходящими. Но требовалось определить, кто пойдет на встречу с генеральным директором. HR провел с каждым интервью по принципу воронки, сравнил ответы и решил: к главе компании отправятся кандидат 2 и кандидат 3. Ведь они смогли дать убедительные ответы на конкретные узкие вопросы. Какие вопросы задавал HR-директор претендентам и что они отвечали – в таблице ниже.

Таблица. Вопросы, которые HR задает на собеседовании по принципу воронки, и выводы по ответам соискателей (фрагмент)*

Вопросы HR-а Ответы кандидата Выводы
Кандидат 1 Было проделано много работы. Собрали и проанализировали различную информацию. Каждый внес свой вклад в результат В ответе только общие слова. Неясно, действительно ли кандидат на практике руководил проектом
2. А сбои были? Какие? В рабочем порядке. Но это сложно объяснить, это ведь специфическая работа, техническая Не назвал ни одной ошибки, нет конкретики, опять общие слова
Да много было документов, целый ворох. Нам дали все, что надо. Уже и не вспомню Опять нет конкретики, скорее всего, кандидат отнесся к проекту отстраненно, не стал глубоко погружаться в детали
Кандидат 2 1. Расскажите, как проходила работа над проектом Я четко определил задачу каждого сотрудника. Контролировал процесс по срокам и качеству Из ответа ясно, что кандидат хоть и не работал «руками», но контролировал ход работ
2. А сбои были? Какие? Сбой случился в середине работы. Я не учел две опции программы, которые оказались важными. Ошибку устранили и дело пошло В ответе привел конкретный пример
3. Какие документы Вы изучили, чтобы понять специфику работы заказчика, чтобы создать программу? Скрипты продаж База клиентов Журналы звонков и встреч Стандарт обслуживания клиентов Положение о коммерческой тайне Федеральные законы Штатное расписание Детально ответил на вопрос. Можно предположить, что действенно принимал участие в проекте


Пригласите на собеседование cпециалистов компании. Пусть поговорят с кандидатом, посмотрят, как он реагирует на критику

Попросите сотрудника, обладающего экспертными знаниями, поучаствовать в собеседовании. Во-первых, эксперт сразу поймет, в чем соискатель силен, а в каких областях «плавает». Заранее предложите претенденту пройти профессиональный тест , и пусть эксперт проверит, как тот справился с заданием. Во-вторых, Вы увидите, как кандидат взаимодействует с экспертом: проявляет уважение к коллеге или пытается поставить под сомнение его знания, продемонстрировать свое превосходство. Очень важно, как соискатель реагирует на критику и возражает. Предположим, он допустил ошибки в тесте и внутренний эксперт пытается выяснить, почему это произошло. Человек, зрелый личностно и профессионально, спокойно объяснит, почему выполнил задание именно так. Если поймет, что ошибся, признает это.

Если же кандидат начнет возмущаться и твердить, будто лучше знает, как и что надо делать, можно усомниться в его адекватности. Проблема с ней может быть вызвана либо неумением воспринимать критику, либо нежеланием обнаружить свой непрофессионализм. Посмотрите на результаты теста, выслушайте заключение эксперта, обобщите материалы, и Вы поймете, в чем дело. Часто поспешность и безапелляционность в выводах , а также стремление навязать свое мнение – признак синдрома ДАННИНГА – КРЮГЕРА.

Пример

Коммуникационное агентство никак не может закрыть вакансию менеджера по организации мероприятий. Успешный кандидат должен обладать качествами, редко совместимыми – творческим подходом и умением скрупулезно и последовательно выстраивать процессы. Соискателей много и каждый выдает себя за профессионала. Чтобы выявить наиболее подходящих, HR-служба решила увидеть всех в деле. Она организовала для них деловую игру. Оценивать, как проявят себя претенденты, попросили внутренних экспертов – профильных специалистов компании. Пять соискателей получили задание: красочно презентовать гостям чемпионата мира по футболу один из городов, где будут проходить матчи. Когда игра закончилась, эксперты выбрали проект-победитель и его автору сделали предложение о работе. Претендент, идея которого не вызвала интереса, стал дотошно расспрашивать, что не так. Вскоре он уже накинулся на одного из экспертов с упреками. Кандидат негодовал и словно не слышал доводов. Директор по персоналу констатировал: скорее всего, это проявление эффекта ДАННИНГА – КРЮГЕРА. Эксперты облегченно вздохнули: хорошо, что презентация этого соискателя не была лучшей, ему явно не хватает профессиональных навыков.

Алена СМИРНЫХ,

Директор по персоналу компании «Хлебпром»

К подбору персонала привлекаем потенциальных коллег кандидата – линейных сотрудников

На собеседование приглашаем линейных сотрудников, которые работают в должностях того же уровня управления, что и соискатель. Такие встречи проходят в формате групповой беседы на равных, где непрофессионализм соискателя, если есть, сразу становится очевидным. Кандидат сам задает вопросы и отвечает на встречные, рассказывает о своем опыте, комментирует слова собеседников. После того как встреча заканчивается, сотрудники составляют общее мнение о претенденте, делятся впечатлениями с HR-ами. Вместе мы принимаем решение, рассматривать его дальше или нет.

Попросите кандидата дать Вам совет по проблеме из его сферы деятельности. Запросит ли он подробности?

Заранее попросите специалистов вашей компании сформулировать кандидату профессиональный вопрос-кейс . Пусть они сделают так, чтобы в целом формулировка проблемы была понятна, но, чтобы правильно решить ее, требовались бы дополнительные данные. Если кандидат действительно профессионал, а не выдает себя за него, он обязательно запросит недостающие сведения. Во всяком случае отметит, что они необходимы, чтобы предложить корректное решение.

Если у опытного доктора спросить: «Почему я все чаще чувствую себя усталым?», он назовет несколько возможных причин. Но добавит, что нужно пройти обследование, сдать анализы, и только тогда даст окончательный ответ. Дилетант на этот же вопрос, скорее всего, ответит: «Очевидно, Вам пора в отпуск». Просто в силу своей некомпетентности он не предполагает, что необходимо собрать дополнительную информацию

Звезда
за правильный ответ

Неправильно

Правильно!

Почему уверенность кандидата в себе – не всегда признак профессионализма?

Потому что человек может неглубоко разбираться в профессии, и ему кажется, что он все знает

Потому что кандидат изучил все от и до, наработал богатый опыт, но не получил удостоверения или сертификата, подтверждающего его профессионализм

Потому что у кандидата притуплено чувство опасности, и он неоправданно рискует, так как думает, что легко выкрутится и выйдет сухим из воды