Open
Close

Матильда кшесинская тайны балерины совершенно секретно. Сокровища знаменитой русской балерины матильды кшесинской

Искать бриллианты и золото балерины логично в районе ее дачи в Стрельне

В числе самых обсуждаемых тем всего уходящего 2017-го, безусловно, «роковая» балерина Матильда Кшесинская и ее амурная история с цесаревичем Николаем. А одна из самых популярных тем на исходе декабря - собачья, знаменующая наступление года Собаки. Корреспондент «МК» попытался объединить эти два «ингредиента», и в итоге получился весьма «игристый» коктейль. Формула простая и интригующая: Матильда + собаки = тайна.

Матильда с любимым фоксиком Джиби и козочкой.

Заслуженная артистка Императорских театров Кшесинская на протяжении многих лет была заядлой собачницей. В доме у нее практически постоянно жили собаки, причем Матильда Феликсовна явно отдавала предпочтение конкретной породе - фокстерьерам. Именно такой вывод можно сделать, прочитав машинописную рукопись «Воспоминаний» балерины, хранящуюся в Государственном архиве РФ.

Вот, например, что она написала о событиях своей жизни во Франции осенью 1928 года, когда она вместе с мужем, великим князем Андреем Владимировичем, поехала в Париж, чтобы найти там подходящее жилье: «Я искала дом с садом, так как у меня были фокстерьеры, которым нужно было где-то бегать...»

Самым знаменитым из всех четвероногих любимцев Матильды Кшесинской стал пес по имени Джиби. Эта собака жила у балерины на протяжении почти десяти предреволюционных лет. «В самом доме жила козочка, которая выступала со мною в балете «Эсмеральда», - писала позднее Кшесинская. - Еще был мой любимый фоксик Джиби, неразлучный друг. Проходя мимо моего сада, можно было видеть гуляющих вместе козочку, свинью и фоксика...»

Джиби сопровождал хозяйку во время ее поездок в загородные поместья - чаще всего на дачу в Стрельне. Однако бывали вояжи в более отдаленные места летнего отдыха. Например, Кшесинская посещала вместе с Андреем Владимировичем принадлежащее ему имение Борки в Орловской губернии. Старожилы Борков вспоминали, как барин, князь Андрей, дважды приезжал с красивой, нарядно одетой барыней и та горстями бросала в толпу детей «конфекты». Селяне рассказывали, что даже во время этих летних «каникул» Матильда не прекращала регулярно заниматься балетными упражнениями, поддерживая себя в форме. Однажды Кшесинская обнаружила, что куда-то пропали ее пуанты. Поиски в доме не дали результатов, так что пришлось доставать запасную пару балетных туфелек. Проведенное расследование помогло выяснить, что к пропаже спецобуви балерины причастен ее обожаемый фокс. Заигравшийся в охотника Джиби утащил пуанты в лесные заросли. Лишь по прошествии времени одну из атласных туфелек случайно нашла местная девочка. Этот артефакт потом долгие годы хранился в ее семье.

В самые опасные дни - во время февральской смуты 1917-го - Джиби оказался в числе того немногого, что прихватила Кшесинская, спешно покидая свой петербургский дворец.

«27 февраля... Под вечер выстрелы стали раздаваться около моего дома. Всем стало ясно, что надо во что бы то ни стало как можно скорее покинуть дом, пока толпа не ворвется в него. Во время поспешных сборов я вдруг, к ужасу, увидела, что я чуть было не забыла своего любимого фоксика Джиби, который смотрел на меня огромными глазами, полными ужаса. Он чувствовал инстинктом, что что-то случилось и все куда-то собираются уходить, а его забыли. Кто-то схватил его на руки, другой взял мой саквояж с драгоценностями, и мы все бросились бежать из дома... Я надела самое скромное из своих меховых вещей, чтобы быть менее заметной, - черное бархатное пальто, обшитое «шиншилла», - и на голову накинула платок...»


На протяжении нескольких последующих месяцев знаменитой балерине, «любимице Романовых», вместе с сыном Владимиром пришлось скитаться по чужим домам. Сперва они укрывались на квартире у одного из знакомых артистов, потом у брата - Иосифа Кшесинского... Между тем особняк Матильды, как она сама писала, «сразу был занят бандой революционеров». Теплившаяся надежда, что волна беспорядков скоро схлынет, никак не сбывалась. События в столице, наоборот, становились все более непредсказуемыми и угрожающими. 13 июля 1917 года Кшесинская вместе с сыном уехала подальше от революционных потрясений - в Кисловодск, где еще с января обосновался ее возлюбленный - великий князь Андрей Владимирович.

Однако накануне расставания с Петербургом-Петроградом произошло одно событие, которое до сих пор не дает покоя некоторым исследователям и «искателям приключений». Кшесинская вдруг срочно отправилась на свою дачу в приморской Стрельне. Впрочем, судя по ее «Воспоминаниям», история была вполне житейская, грустная, связанная как раз с ее любимым фокстерьером.

«...В другой раз мы поехали... в Царское Село вместе с моим человеком Арнольдом, который уговорил меня позавтракать там у его друга, содержавшего маленький пансион... Эта прогулка кончилась печально. Я взяла с собою моего фоксика Джиби, и он, вероятно, бегая по всяким закоулкам, съел что-нибудь ядовитое, и в ту же ночь он у меня околел.

Когда мы возвращались домой, да и весь вечер, Джиби вел себя как обычно и только ночью ворочался больше обыкновенного, но я думала, что он просто блох вычесывает, и все его успокаивала. Наутро, когда я проснулась, он оказался уже мертвым. Потеря любимой собачки, верного друга, в течение девяти лет не покидавшего меня, так хорошо меня знавшего и понимавшего, была для меня горем… Я помню, я как-то ночью заплакала и у меня вырвался крик отчаяния. Мой Джиби вскочил мне на грудь и своими чудными глазами с ужасом смотрел на меня, как будто чувствуя, что я переживаю.

Я повезла его в Стрельну на автомобиле с сыном Вовой похоронить его там, где он был такой счастливый, бегая на воле по саду. Солдаты, которые уже жили на моей даче, отнеслись к этому очень трогательно и даже сами помогали мне вырыть ямку и засыпать. Когда солдаты его засыпали, они говорили между собою: «Видно, хорошая была собака, коль барыня так заливается слезами!..»

Казалось бы, что во всей этой истории странного? Ну, похоронили мать с сыном-подростком своего внезапно умершего четвероногого любимца. Но зачем же ехать ради этого так далеко, подвергаясь реальной опасности нападения революционной вольницы?! Некоторые исследователи склонны видеть здесь отнюдь не бытовой момент, обусловленный сентиментальным желанием обустроить собачью могилку именно там, где Джиби «был таким счастливым», а хорошо продуманную операцию по устройству тайника с драгоценностями.

Общеизвестно, что Кшесинская ко времени революционных перемен 1917-го была очень и очень состоятельной дамой. Она владела роскошным петербургским особняком, большой дачей, гаражом с двумя автомобилями, прекрасной конюшней... А кроме того, имела богатейшую коллекцию ювелирных украшений.

Многие из этих драгоценностей были получены в подарок от поклонников прима-балерины. Вот упоминания лишь о некоторых из них, взятые из мемуаров Матильды.

«Великий князь Владимир Александрович... на Пасху прислал мне огромный букет ландышей, к которому было прикреплено драгоценное яйцо работы Фаберже...»

«...Я получила множество дорогих подарков и цветов. Среди них был золотой лавровый венок, сделанный по моей мерке, чтобы можно было надеть его на голову. На каждом листике было выгравировано название балета, в котором я танцевала. Балетов в моем репертуаре было очень много, и венок получился пышным».

Многие очень ценные подарки Матильда Кшесинская получила от Николая Александровича Романова, причем он продолжал баловать свою бывшую возлюбленную презентами даже после того, как они прекратили близкие отношения. Например, в день ее бенефиса 13 февраля 1900 года через князя Волконского государь передал Малечке великолепную брошь в виде свернувшейся клубком бриллиантовой змеи с крупным сапфиром посередине (пикантная подробность: Николай II попросил передать Матильде, что эту брошь он выбирал вместе с супругой - императрицей Александрой Федоровной).

Так что в ларцах и шкатулках Кшесинской к началу 1917-го скопилось большое количество ювелирных ценностей, золота. Лишь немногие из этих сокровищ Матильде Феликсовне удалось вывезти из объятого революцией Петрограда сперва в Кисловодск, потом на Черноморское побережье и, наконец, еще несколькими годами позднее - в эмиграцию. Какую-то часть богатств, по признанию балерины, она еще до начала революционных событий предусмотрительно передала на хранение в несколько петроградских банков (и потом всю свою долгую жизнь бережно хранила банковские квитанции, надеясь когда-нибудь вернуть себе свои драгоценности). Однако с большой долей вероятности можно предположить, что существовала и третья порция «кшесинских» богатств. И эту третью порцию экс-любовница царя перед тем, как покинуть российскую столицу, где-то спрятала.


Дача Матильды Кшесинской в Стрельне.

Вот тут и вспоминают охотники за сокровищами эпизод с похоронами скоропостижно скончавшегося фокстерьера Джиби, состоявшимися накануне отъезда семьи Кшесинской из Петрограда. По мнению некоторых любителей конспирологических версий, «это ж-ж-ж-ж неспроста»! Мол, хитроумная Матильда использовала ход с закапыванием околевшего песика на стрельнинской даче, чтобы запудрить мозги солдатам, которые там квартировали. Эти бойцы революции доверчиво отнеслись к сентиментальной истории любви барыни к своему умершему песику, даже помогли его похоронить. А Кшесинская и ее спутники под сурдинку могли тайком припрятать привезенные с собой сокровища в каком-то укромном месте на окружающей территории, возможно даже, в заранее подготовленном тайнике (сохранились сведения, что на даче Матильды Феликсовны до последних спокойных времен продолжались работы по сооружению и усовершенствованию различных хозяйственных построек, - кто мешал заодно и место для схрона устроить?).

В этом случае смерть Джиби оказалась очень кстати. Это был железный аргумент, оправдывающий неожиданный вояж Кшесинской на свою бывшую дачу. Некоторые исследователи даже допускают, что балерина ради этого нарочно отравила своего домашнего пса. Впрочем, столь жестокий поворот сюжета кажется автору этих строк маловероятным: уж к кому-кому, а к животным Матильда относилась с большой любовью.

Противники детективной истории со стрельнинским кладом могут высказать недоумение: зачем прятать сокровища? Не проще ли было их балерине взять с собой?

На это находим ответ в мемуарах самой Кшесинской, где она описывает ситуацию с повальными обысками в то время: «Обыски обыкновенно сопровождались отбиранием всего ценного, что солдатам попадалось под руки, и все поэтому стали прятать деньги и драгоценности. Тут, конечно, каждый проявлял свой талант и находчивость. Но часто приходилось менять места, так как, конечно, все прятали примерно одинаково, и раз солдаты находили вещи в одной квартире в определенном месте, они в следующей искали в таком же. Например, прикалывали деньги под ящик письменного стола, чтоб, когда открыли его, там денег не было. Но потом они это открыли и прямо лезли под ящики... Многие первоначально прятали свои кольца в банках с гуталином, но скоро солдаты нашли это и прямо лезли туда пальцами...»

Поэтому вполне логично выглядят предположения, что балерине показалось надежнее взять с собой лишь небольшую часть своих ценностей, а основные сокровища отдать в банковские хранилища и спрятать в потайном месте. Ведь тогда, летом 1917-го, Кшесинская еще надеялась, что смутные времена когда-нибудь минуют, и она сможет вернуться в свои владения - в петербургский особняк и стрельнинскую дачу - на правах полноценной хозяйки.

Увы, такие ее чаяния не оправдались. И если предположения о закопанном в Стрельне кладе верны, значит, эти драгоценности Матильды так до сих пор и остаются под спудом. Энтузиасты-кладоискатели не раз пытались вести поиск бриллиантов Кшесинской, однако безрезультатно. Не обнаружено до сих пор никакой достоверной информации о возможном месте тайника. Более того, к нынешнему времени исчезли - разрушены, разобраны - практически все многочисленные постройки дачного комплекса Матильды Кшесинской в Стрельне.

Так что эта «собачья» тайна знаменитой балерины остается, будоража умы предприимчивых охотников за сокровищами.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в

Матильда без прикрас: какой балерина Кшесинская была в жизни

В России все-таки вышел в прокат фильм Алексея Учителя "Матильда" - казалось бы, обычная драма о романе последнего российского императора и балерины, которая вдруг совершенно неожиданно вызвала небывалое бурление страстей, скандалы и даже нешуточные угрозы расправы в адрес режиссера и членов съемочной группы. Что ж, пока заинтригованная российская публика в состоянии некоторой оторопи готовится лично оценить источник всероссийской шумихи, Владимир Тихомиров рассказывает, какой была в жизни Матильда Кшесинская.

Балерина голубых кровей

По семейному преданию Кшесинских, прапрапрадедом Кшесинской был граф Красинский, обладавший огромными богатствами. После его смерти почти всё наследство отошло его старшему сыну - прапрадеду Кшесинской, а вот его младший сын не получил практически ничего. Но вскоре счастливый наследник умер и все богатство перешло его 12-летнему сыну Войцеху, оставшемуся на попечении француза-воспитателя.

Дядя Войцеха решил убить мальчика, чтобы завладеть состоянием. Он нанял двух киллеров, один из которых в самый последний момент раскаялся и рассказал о заговоре воспитателю Войцеха. В итоге тот тайно увез мальчика во Францию, где и записал его под фамилией Кшесинский.

Единственное, что сохранилось у Кшесинской в доказательство ее высокородного происхождения, - это кольцо с гербом графов Красинских.

С детства – к станку

Балет был судьбой Матильды от рождения. Отец, поляк Феликс Кшесинский, был танцовщиком и педагогом, а также создателем семейной труппы: в семье было восемь детей, каждый из которых решил связать свою жизнь со сценой. Матильда была самой младшей. Уже в три года ее отправили в балетный класс.

Кстати, она далеко не единственная из Кшесинских, кто добился успеха. На сцене Императорских театров долгое время блистала ее старшая сестра Юлия. А саму Матильду долгое время именовали "Кшесинская Вторая". Прославился и ее брат Иосиф Кшесинский, также известный танцовщик. После революции он остался в Советской России, получил звание Заслуженного артиста Республики. Судьба его сложилась трагически – он умер от голода во время блокады Ленинграда.

Любовь с первого взгляда

Матильду заметили уже в 1890 году. На выпускном спектакле балетного училища в Петербурге, на котором присутствовал император Александр III с семьей (императрица Мария Фёдоровна, четыре брата государя с супругами и ещё совсем юный цесаревич Николай Александрович), император громко спросил: "А где же Кшесинская?" Когда смутившуюся воспитанницу подвели к нему, он протянул ей руку и сказал:

Будьте украшением и славою нашего балета.

После экзамена в училище давали большой праздничный ужин. Александр III попросил Кшесинскую сесть рядом с ним и представил балерину своему сыну Николаю.

Молодой цесаревич Николай

Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника, - позже писала Кшесинская. - Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения...

Вторая встреча с Николаем случилась в Красном Селе. Там же был построен и деревянный театр для развлечения офицеров.

Кшесинская после разговоров с наследником вспоминала:

Только о нём я и могла думать. Мне казалось, что хоть он и не влюблён, но всё же чувствует ко мне влечение, и я невольно отдавалась мечтам. Нам ни разу не удавалось поговорить наедине, и я не знала, какое чувство он питает ко мне. Узнала я это уже потом, когда мы стали близки...

Главное - напоминать о себе

Роман Матильды и Николая Александровича начался в 1892 году, когда наследник снял для балерины роскошный особняк на Английском проспекте. Наследник постоянно приезжал к ней, и любовники провели там вместе много счастливых часов (позже он купил и подарил ей этот дом).

Впрочем, уже летом 1893 года Ники стал навещать балерину всё реже.

А 7 апреля 1894 года была объявлена помолвка Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.

Николай II и Алиса Гессен-Дармштадтская

Мне казалось, что жизнь моя кончена и что радостей больше не будет, а впереди много, много горя, - писала Матильда. - Что я переживала, когда знала, что он был уже со своей невестой, трудно выразить. Кончилась весна моей счастливой юности, наступала новая, трудная жизнь с разбитым так рано сердцем…

В своих многочисленных письмах Матильда просила у Ники разрешения по-прежнему общаться с ним на "ты", а также обращаться к нему за помощью в сложных ситуациях. На протяжении всех последующих лет она всячески старалась напомнить о себе. Например, покровители в Зимнем дворце часто извещали ее о планах перемещения Николая по городу – куда бы ни направился император, он неизменно встречал там Кшесинскую, восторженно посылавшую "дорогому Ники" воздушные поцелуи. Чем, вероятно, доводила и самого Государя, и его супругу до белого каления. Известен факт, что в дирекцию Императорского театра однажды пришел приказ о запрете Кшесинской выступать по воскресеньям – в этот день обычно царская семья посещала театры.

Любовница на троих

После наследника у Кшесинской было ещё несколько любовников из числа представителей дома Романовых. Так, сразу после расставания с Ники ее утешал Великий князь Сергей Михайлович - их роман продолжался долгое время, что отнюдь не мешало Матильде Кшесинской заводить новых любовников. Также в 1900 году она стала встречаться с 53-летним Великим князем Владимиром Александровичем.

Вскоре у Кшесинской завязался бурный роман и с его сыном - Великим князем Андреем Владимировичем, ее будущим мужем.

В моё сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт, - писала Кшесинская. - Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение.

Андрей Владимирович Романов и Матильда Кшесинская с сыном

Впрочем, она не прерывала отношений и с другими Романовыми, пользуясь их покровительством. Например, с их помощью она получила персональный бенефис, посвящённый десятилетию её работы в Императорском театре, хотя другим артистам подобные почести полагались лишь после двадцати лет службы.

В 1901 году Кшесинская узнала, что беременна. Отец ребенка - Великий князь Андрей Владимирович.

18 июня 1902 года она родила сына у себя на даче в Стрельне. Сперва она хотела назвать его Николаем, в честь своего любимого Ники, но в итоге мальчика назвали Владимиром - в честь отца её любовника Андрея.

Кшесинская вспоминала, что после родов у нее состоялся тяжелый разговор с Великим князем Сергеем Михайловичем, который был готов признать новорожденного за своего сына:

Он отлично знал, что не он отец моего ребёнка, но он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил меня и решился, несмотря на всё, остаться при мне и ограждать меня как добрый друг. Я чувствовала себя виноватой перед ним, так как предыдущей зимой, когда он ухаживал за одной молоденькой и красивой великой княжной и пошли слухи о возможной свадьбе, я, узнав об этом, просила его прекратить ухаживание и тем положить конец неприятным для меня разговорам. Я так обожала Андрея, что не отдавала себе отчёта, как я виновата была перед великим князем Сергеем Михайловичем...

В итоге ребенку дали отчество Сергеевич и фамилию Красинский – для Матильды это имело особый значение. Правда, уже после революции, когда в 1921 году балерина и Великий князь Андрей Владимирович обвенчались в Ницце, их сын получил "правильное" отчество.

Готика на Виндзорщине

Великий князь Андрей Владимирович в честь рождения ребенка сделал Кшесинской царский подарок – имение Борки в Орловской губернии, где он замыслил построить на месте старого господского дома копию английского Виндзора. Матильда восхищалась поместьем британских королей.

Вскоре из Петербурга был выписан знаменитый архитектор Александр Иванович фон Гоген, строивший в Петербурге тот самый знаменитый особняк Кшесинской на углу Кронверкского проспекта.

Строительство шло десять лет, и в 1912 году замок с парком были готовы. Однако прима-балерина осталась недовольна: какой же это английский стиль, если в пяти минутах прогулки по парку можно увидеть типичнейшую русскую деревню с избами, крытыми соломой?! В итоге соседняя деревня была стерта с лица земли, а крестьяне выселены на новое место.

Но Матильда все равно отказалась переезжать на отдых в Орловскую губернию. В итоге Великий князь Андрей Владимирович продал "Русский Виндзор" в Борках местному коннозаводчику из графского рода Шереметьевых, а балерине он купил виллу Alam на Лазурном побережье Франции.

Хозяйка балета

В 1904 году Кшесинская решает уйти из Императорского театра. Но в начале нового сезона получает предложение вернуться на "договорной" основе: за каждое выступление ей обязуются платить по 500 рублей. Сумасшедшие деньги по тем временам! Также за Кшесинской были закреплены все партии, которые нравились ей самой.

Вскоре весь театральный мир знал, что слово Матильды – закон. Так, директор Императорских театров, князь Сергей Волконский, однажды посмел настаивать на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней уже сам князь Волконский подал в отставку.

Урок был учтен, и новый директор Императорских театров Владимир Теляковский уже предпочитал держаться от Матильды подальше.

Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит Кшесинской, - писал сам Теляковский. - Она считала его своею собственностью и могла дать или не дать танцевать другим.

Увядание Матильды

В 1909 году умирает главный покровитель Кшесинской - дядя Николая II, Великий князь Владимир Александрович. После его смерти отношение к балерине в Императорском театре меняется самым радикальным образом. Ей все чаще стали предлагать эпизодические роли.

Владимир Александрович Романов

Вскоре Кшесинская отправляется в Париж, затем в Лондон, снова Петербург. До 1917 года никаких кардинальных перемен в жизни балерины больше уже не происходит. Результатом скуки стал роман балерины с танцовщиком Петром Владимировым, который был младше Матильды на 21 год.

Великий князь Андрей Владимирович, привыкший делить любовницу с отцом и дядей, был в ярости. Во время гастролей Кшесинской в Париже князь вызвал танцора на дуэль. Несчастному Владимирову оскорбленный представитель рода Романовых прострелил нос. Медикам пришлось собирать его по кусочкам.

В бегах

В начале февраля 1917 года полицмейстер Петрограда посоветовал балерине вместе с сыном покинуть столицу, поскольку в городе ожидались беспорядки. 22 февраля балерина дала последний прием в своем особняке – это был обед с шикарной сервировкой на двадцать четыре персоны.

Уже на следующий день она покинула охваченный волной революционного безумия город. 28 февраля в особняк балерины ворвались большевики во главе со студентом-грузином Агабабовым. Он стал устраивать обеды в известном доме, заставлял повара готовить ему и его гостям, которые пили элитные вина и шампанское из погреба. Оба автомобиля Кшесинской были реквизированы.

Особняк Кшесинской в Петербурге

В это время сама Матильда скиталась вместе с сыном по разным квартирам, опасаясь, что у неё отнимут ребёнка. Еду ей приносили из дома её слуги, почти все они остались верны Кшесинской.

Через некоторое время Кшесинская сама решилась пойти в свой дом. Она ужаснулась, когда увидела, во что он превратился.

Мне предложили подняться в мою спальню, но это было просто ужасно, что я увидела: чудный ковёр, специально мною заказанный в Париже, весь был залит чернилами, вся мебель была вынесена в нижний этаж, из чудного шкапа была вырвана с петлями дверь, все полки вынуты, и там стояли ружья... В моей уборной ванна-бассейн была наполнена окурками. В это время ко мне подошёл студент Агабабов... Он предложил мне как ни в чём не бывало переехать обратно и жить с ними и сказал, что они уступят мне комнаты сына. Я ничего не ответила, это уже было верхом нахальства…

До середины лета Кшесинская пыталась вернуть особняк, но потом поняла, что нужно просто бежать. И она уехала в Кисловодск, где воссоединилась с Андреем Романовым.

В ее же особняке в разные годы работали Ленин, Зиновьев, Сталин и другие. С балкона этого дома неоднократно выступал перед рабочими, солдатами и матросами Ленин. Несколько лет там жил Калинин, с 1938 по 1956 год там был музей Кирова, а с 1957 года - Музей революции. В 1991 году в особняке создали Музей политической истории России, который находится там до сих пор.

В эмиграции

В 1920 году Андрей и Матильда с ребенком покидают Кисловодск и едут в Новороссийск. Затем уезжают в Венецию, оттуда во Францию.

В 1929 году Матильда с мужем оказывается в Париже, но деньги на счетах практически закончились, а жить на что-то надо. Тогда Матильда решает открыть свою собственную балетную школу.

Вскоре к Кшесинской начинают приходить на занятия дети знаменитых родителей. Например, дочери Фёдора Шаляпина. Всего же за пять лет школа раскручивается так, что в ней ежегодно обучается порядка 100 человек. Школа действовала и во время нацистской оккупации Парижа. Конечно, в какие-то моменты учеников не было совсем, и балерина приходила в пустую студию. Школа стала для Кшесинской отдушиной, благодаря которой она перенесла арест сына Владимира. Он попал в гестапо буквально на следующий же день после вторжения фашистов на территорию СССР. Родители подняли все возможные связи, чтобы Владимира освободили. По слухам, Кшесинская даже добилась встречи с начальником тайной государственной полиции Германии Генрихом Мюллером. В итоге после 119 дней заключения Владимира все-таки освободили из концлагеря и вернули домой. А вот Великий князь Андрей Владимирович за время заключения сына действительно сошёл с ума. Ему якобы везде мерещились немцы: вот открывается дверь, они заходят и арестовывают сына.

Финал

В 1956 году Великий князь Андрей Владимирович в возрасте 77 лет умер в Париже.

С кончиною Андрея кончилась сказка, какой была моя жизнь. Наш сын остался при мне - я его обожаю и в нём отныне весь смысл моей жизни. Для него, конечно, я всегда останусь матерью, но также самым большим и верным другом...

Интересно, что после отъезда из России в ее дневнике не встречается больше ни единого слова о последнем русском императоре.

Матильда умерла 5 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. На памятнике эпитафия: "Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская".

Ее сын Владимир Андреевич умер холостым и бездетным в 1974 году и был похоронен рядом с могилой матери.

Но балетная династия Кшесинской не угасла. В этом году в балетную труппу Большого театра была принята внучатая племянница Матильды Кшесинской Элеонора Севенард.

Матильда Кшесинская. Загадки жизни. Документальный фильм

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

Подпишитесь на нас

В ОГРОМНОМ старом доме на Садовой-Каретной улице, что неподалеку от Концертного зала им. Чайковского, десять лет назад жил невзрачный с виду старичок Сергей Михайлович. Мы оказались соседями: квартира, которую я тогда снимал, находилась рядом с его - на одной лестничной клетке. Выполнив пару раз какие-то необременительные поручения, я получил приглашение в гости, где впервые в жизни увидел... машину времени, которой оказалась его небольшая двухкомнатная квартирка. Все стены того уютного жилища - от пола до потолка - были увешаны пожелтевшими черно-белыми фотографиями. С одной из них смотрела стройная благородная дама с эротично оголенным животиком, прикрытым огромными жемчужными бусами. Ее пышную прическу поддерживал платиновый обруч, тонкие руки в золотых браслетах были приподняты и, заложенные за голову, обнимали красавицу.

Замечательный сосед

ПОЙМАВ мой взгляд, Сергей Михайлович улыбнулся: "Это Матильда Феликсовна. Не узнаете?" Ну откуда я мог узнать по фотографии знаменитейшую Матильду Кшесинскую? "Я ведь был знаком с ней, - продолжал сосед. - Вы, наверное, думаете, что я выжил из ума и собираюсь рассказать о мамонтах, на которых ездил на охоту? А ведь ее, - старик вплотную подошел к портрету и коснулся рамки, - не стало всего тридцать лет назад. Матильда Феликсовна не дожила всего несколько месяцев до своего столетия и до последнего дня находилась, что называется, в здравом уме и трезвой памяти. Я познакомился с ней в 1958-м, когда труппа Большого театра ездила на гастроли в Париж. Это была моя первая поездка за границу. Перед отъездом нас долго инструктировали о возможных провокациях и недопустимости общения с представителями белой эмиграции. Но я молодой был, самонадеянный и не побоялся заговорить после одного из выступлений с женщиной, которая, прислонившись к стене "Гранд-опера", почти в голос рыдала, что-то приговаривая по-русски. Конечно, я поначалу не понял, кто передо мной. Но когда услышал адрес, продиктованный странной парижанкой водителю авто, до которого я ее проводил, то на мгновение потерял дар речи. Сами представьте: на дворе 1958 год, у нас Хрущев с Мавзолея Ленина рукой машет, а тут на полном серьезе просят довезти до дома: 16-й округ, особняк Матильды Кшесинской. Ну а когда женщина назвалась Матильдой Феликсовной, мои губы сами потянулись к ее руке. В фильмах-то видел, как обращались с почтенными дамами в царское время".

Вы что, и дома у нее были? - не поверил я.

Ну не упускать же такую возможность. Нашим, конечно, ничего говорить не стал. Но на следующий день отправился по записанному на клочке бумаги адресу. Я ведь бывал в доме Кшесинской в Ленинграде. Не у нее самой, конечно, а в музее. В ее питерском особняке располагался музей: в 1917 г. там какое-то время Ленин с Крупской жили, Коллонтай работала. Я, кстати, рассказал об этом Матильде Феликсовне. Она сразу погрустнела: "Если бы не этот дом, Сергей, может быть, был бы жив". "Ваш муж?" - спросил я. "Да вы ничего не знаете, - неожиданно улыбнулась хозяйка дома. - Хотя все правильно, мне говорили, что упоминать мое имя в России до сих пор небезопасно. Нет, ваш тезка не был мне мужем. Великий князь Сергей Михайлович до конца своих дней оставался моим самым близким другом..."

Телеграмма с того света

МАТИЛЬДА Феликсовна позвонила в небольшой медный колокольчик, вызвала прислугу и попросила принести чай. "Или, может быть, вина? - обратилась она ко мне. - Хотя правильно, что перед выступлениями вы не пьете. Я в день спектакля вообще ничего не ела. Оставалась до полудня в постели и не позволяла себе даже глоточка воды. Вам это действительно интересно? Ну что ж, мне есть что вспомнить. Особенно сейчас, когда сказка, которой была вся моя жизнь, закончилась после смерти моего благоверного - великого князя Андрея Владимировича. Вы, кстати, знаете, что перед вами - светлейшая княгиня Романовская-Красинская? Эту фамилию и титул мне даровали после бракосочетания с Андреем. Мы вместе с ним и моим сыном уехали из России в 1920-м, а через год обвенчались в русской церкви в Каннах.

Я поначалу отвергла предложение великого князя Андрея Владимировича стать его женой. Предать великого князя Сергея Михайловича, который оставался в России, я не могла. Тем более что эмигрировать он не успел в какой-то степени и из-за меня: остался в Петрограде освобождать мой дом от большевиков, одновременно собираясь перевести на заграничный счет вырученные от продажи драгоценностей средства. Увы, все напрасно. Сергей Михайлович ведь тоже делал мне предложение. Но тогда я отвергла его из-за великого князя Андрея Владимировича, в которого была влюблена и от которого - я никогда не делала из этого секрета - родила сына Вовочку. Сергей знал, что не он является отцом ребенка, но все равно помог организовать роды и даже дал Володе свое отчество. Мать Андрея была категорически против нашего брака, так что по воле Господа Вовочка - правнук Александра II (Андрей был его внуком) - стал по бумагам правнуком Николая I (чьим внуком был, соответственно, Сергей).

Фактически у Володи было два отца - родной и неродной. Сергей Михайлович поздравлял его с каждым днем рождения. Последнюю поздравительную телеграмму мы получили в 1918 г., которую, как оказалось, Сергей отправил за месяц до своей гибели. Его вместе с другими Романовыми арестовали и сослали в Алапаевск, где они и были уничтожены: их сбросили в шахту. Но великий князь не стал дожидаться смерти и набросился на охранников, за что был на месте расстрелян. Когда в Алапаевск вошел Колчак, останки невинно убиенных достали и предали земле. На теле Сергея Михайловича нашли медальон с моим именем. Только когда в Париже мне передали этот медальон, я поверила, что Сергея больше нет. Тогда-то и состоялась наша свадьба с великим князем Андреем.

Вы, кстати, ничего не слышали о судьбе праха великого князя Сергея? Я так и думала, просто на всякий случай спросила. А вдруг? Должны же бренные останки найти свой последний приют. После отступления Колчака гроб с телом Сергея Михайловича перевезли в Пекин. Но я так и не успела туда съездить. В 41-м началась война, сын попал в концлагерь, надо было выручать. А в 1945-м Маньчжурию заняли советские войска, и могила исчезла.

Но я все равно чувствую, что Сергей не оставляет меня. Представляете, через год после свадьбы с Андреем, когда я уже именовалась княгиней Романовской-Красинской, мне доставили телеграмму, в которой было всего несколько слов. "Страшно за тебя переживаю. Если сможешь, будь счастлива. Мечтаю только об этом. Сергей". У меня случился нервный срыв. И хотя потом прояснилось, что из-за перебоев в работе почты мы получили запоздавшую корреспонденцию, для меня это был знак. Я чувствовала себя виноватой перед Сергеем. Он мог бы быть счастлив с одной из великих княжон, за которой ухаживал. Но когда пошли слухи об их возможной свадьбе, я попросила его прекратить ухаживания и тем положить конец неприятным для меня разговорам. А сама обожала Андрея.

Теперь со мной нет и Андрея. А знаете, меня ведь упрекали, что я совращаю молоденького князя. Он же был на шесть лет младше меня. После встречи с ним я окончательно поверила в знаки. В первый же вечер нашего знакомства великий князь Андрей Владимирович во время обеда облил красным вином мое новое платье.

Вообще, молодой человек, - раскрасневшаяся то ли от чая, то ли от воспоминаний, Матильда Феликсовна выглядела немного утомленной, - мой вам совет: учитесь читать знаки. Тот, кто обладает этой способностью, дарованной на самом деле каждому, и хочет правильно прожить свою жизнь, обязательно будет счастлив.

Вообще я вам скажу, что каждый имеет в этом мире то, что он хочет. Только хотеть надо сильно, по-настоящему. Я прощаюсь с вами, дорогой Сергей. Спасибо, что вы вчера подошли ко мне. С вами я снова окунулась в свою прежнюю жизнь. И еще раз поняла, что прожила ее счастливо. Когда у вас появится такая возможность, передайте это вашим друзьям".

Вы передали кому-нибудь слова Кшесинской? - спросил я.

А как же? Только что.

P. S. 31 августа "генералиссимусу русского балета", как называли Матильду Кшесинскую, исполнится 130 лет. Похоронена она в одной могиле с великим князем Андреем Владимировичем под Парижем на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Незадолго до смерти танцовщице приснился странный сон, который она категорически отказалась пересказать кому бы то ни было. Только записала в дневнике, который вела до последнего дня: "Все прояснилось". Перед тем как на гроб с телом Матильды Феликсовны навсегда опустилась дубовая крышка, на лице Кшесинской появилась улыбка. Эта женщина умела читать знаки.

Женщины 20 века поражают нас, их потомков, многими необыкновенными качествами: силой душа, яркими характерами, неожиданными поворотами судьбы. Именно такой: яркой, загадочной, побеждающей время, людей, обстоятельства, была Матильда Кшесинская – балерина , деловая женщина, преданная возлюбленная и, наконец, просто обворожительная красавица. При жизни о ней говорили разное: кто-то злобствовал о ее ногах, кто-то восхищался талантом, а кто-то безумно завидовал успеху.
Матильда была дочерью известного польского танцовщика Феликса Кшесинского, служившего в Петербурге в императорском театре. Она родилась 19 августа 1872 года. Семья была большая, денег всегда не хватало. О гимназии и мечтать не приходилось и девочка поступила в Императорское театральное училище, проще говоря в балетную школу, но очень хорошую. По традиции по окончании обучения был дан выпускной спектакль, в котором Матильда блеснула своим юным очарованием и незаурядным талантом.

После окончания спектакля был дан парадный обед. И тут Матильде несказанно повезло: она понравилась императору Александру III и он усадил ее рядом с собой и познакомил с сыном – будущим императором НиколаемII. Сделано это было не без умысла: Николай в семье вызывал некоторые опасения, его считали излишне робким и неуверенным в себе. Матильда обладала недюжинным умом и прекрасно поняла какой подарок приготовила ей судьба. Юного наследника она очаровала с первого взгляда и вскоре стала его любовницей. Их роман продолжался 4 года и создал ей прочное положение в обществе и самое главное в театральном мире, что в сочетании с блестящим талантом привело к положению вечной примадонны.
В апреле 1894 года царевич Николай после ряда драматических сцен (он, пишут, даже предлагал Матильде вступить в морганатический брак) был вынужден заключить помолвку с Гессен-Дармштадтской, принцессой Алисой – впоследствии известной как Александра Федоровна .

Матильда вела себя в этой истории необыкновенно умно, со слезами на глазах она вернула любимому письма и поклялась, что больше никогда с ним наедине не увидится, чем заслужила уважение и теплую привязанность будущей императрицы.
Очень скоро Кшесинская обратила внимание и на других представителей дома Романовых. Ее внимание привлекли великие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. Трудно сказать как далеко зашли эти отношения. Но соперники и Матильда много лет подряд были в прекрасных отношениях, не ссорились и когда Матильда в 1902 году родила сына Владимира, прекрасно относились оба к ребенку и верили каждый в свое отцовство.


В этот период Кшесинская стала полновластной хозяйкой Императорского Мариинского театра, решая все вопросы о гастролях, постановках, ролях. Она продолжала танцевать, поражая зрителей совершенством исполнения. Она выступала даже в возрасте 38 лет, что для балерины – очень немало. В этот период Кшесинская становится очень богатой дамой и не потому что Романовы осыпали ее деньгами. Российские цари всегда отличались скромностью в финансовых вопросах. Но, во-первых: связи и возможности – это те же деньги, а во-вторых: Матильда была очень практична и использовала любую возможность, чтобы укрепить свое финансовое положение, используя опыт и рекомендации умных деловых людей. И надо сказать, ей все удалось, как принято теперь говорить, она была запрограммирована на успех.
В феврале 1917 года ей удалось незаметно исчезнуть из Петрограда, охваченного смутой, погромами, огнем революции. И хотя она потеряла великолепную недвижимость в столице, вывезенных средств хватило ей на приобретение виллы во Франции. С ней вместе поселились сын Владимир и великий князь Андрей Владимирович. Великий князь Сергей Михайлович остался в России и был расстрелян большевиками. Матильда и Андрей Владимирович обвенчались и ей был пожалован титул «княгини Матильды».
И еще много-много лет жила княгиня Матильда на своей роскошной вилле в окружении роз, лилий и благоухающей лаванды. До своего столетия она не дожила только 9 месяцев. Она умерла 6 декабря 1971 года, даже не думая, что в своем городе она давно стала легендой, призраком, тайной.