Open
Close

Как научиться думать о хорошем. Как думать быстрее − эффективная методика Откажитесь от критики

Курсивом выделены мои комментарии и пояснения.

  1. Придумывайте новые идеи постоянно. Никогда не читайте пассивно. Делайте заметки, модели, думайте и анализируйте, пока вы читаете, даже, когда вы думаете, что читаете предварительный/вступительный материал. Таким образом, вы будете всегда стремиться к пониманию вещей, на том уровне деталей, который позволит вам быть творческим/креативным.
  2. Учитесь учиться быстро. Один из наиболее важных талантов в 21 веке — это способность выучить почти все, что угодно мгновенно (очень быстро), так что развивайте/оттачивайте этот талант. Будьте способны к быстрому прототипированию/созданию реального воплощения идей. Изучите как ваш мозг работает. (Мне часто нужен 20 минутный сон после загрузки большого обьема информации в мой мозг, с последующей пол чашкой кофе. Понимание того, как мой мозг работает, позволяет мне использовать его лучше.)
  3. Старайтесь идти от вашей цели. Или иначе вы можете никогда не достигнуть ее. Если вы движетесь к цели, вы можете изобрести что-то совершенное, а может и нет. Если вы движетесь отталкиваясь от цели, тогда вы, как минимум, направите ваши усилия на что-то важное для вас.
    Идея в следующем: нужно ясно представлять конечную цель и строить планы по ее достижению, отталкиваясь от этого. Пример из комментариев к статье.
    Цель: Узнать есть ли жизнь на Марсе.
    Первая подцель: Какие тесты могут обнаружить жизнь на Марсе?
    Вторая подцель: Какое оборудование нужно, чтобы выполнить эти тесты?
    Третья подцель: Как доставить это оборудование на Марс?
    и т.д.
  4. Нужно всегда иметь долгосрочный план. Даже, если вы меняете его каждый день. Процедура создания такого плана сама по себе ценна. И даже, если вы пересматриваете этот план часто, вы гарантированно получите/выучите что-то для себя.
  5. Создавайте карты зависимостей. Нарисуйте все дела, которые вам нужно сделать, на большом листе бумаги, и отобразите/найдите, что от чего зависит. Затем найдите те дела, которые ни от чего не зависят, но от них зависят остальные дела и выполните их первыми.
  6. Работайте совместно — сотрудничайте с другими.
  7. Делайте ваши ошибки быстро. Вы можете напутать все с первого раза, но делайте это быстро и затем двигайтесь дальше. Запишите что привело к ошибке, чтобы в будущем избежать этого и двигайтесь дальше. Убирайте ошибки с вашего пути. Как сказал Шекспир: "Наши сомнения - это наши предатели. Они заставляют нас терять то, что мы возможно могли бы выиграть, если бы не боялись попробовать."
  8. Приобретая/развивая навыки/умения — пишите "best-practices" заметки. Таким образом, когда вы возвращаетесь к чему-либо, что вы однажды сделали — вы сможете сделать это как обычно, используя "best-practices" заметки.
  9. Документируйте все. Если вы не записали что-либо, то это может никогда не оказать влияния на мир. По большому счету креативность — это умение увидеть вещи правильно. Большинство самых важных/удивительных научных открытий были сделаны случайно. Но если вы не документируете и не записываете ежедневно каждое наблюдение и не верите вашим глазам, тогда вы не узнаете, когда же вы видели что-то важное/удивительное.
  10. Будьте проще. Если что-либо выглядит как что-то сложное, то, возможно, это так и есть. Если вы можете потратить 2 дня, обдумывая, как это можно в 10 раз упростить, сделайте это. Это будет работать лучше, будет более надежным и будет иметь большее влияние на мир. И изучите, что было сделано до вас. Как говорили в старину: "Шесть месяцев в лаборатории сэкономят пол дня в библиотеке." В оригинале фраза звучит так: "Six months in the lab can save an afternoon in the library" . Смысл на самом деле такой: "Проведя пол дня в библиотеке, можно избежать шести месяцев в лаборатории".

Да, в детские развивающие игры. Предназначенные для развития детского , они прекрасно подходят и для взрослых. Ассортимент развивающих игр весьма широк. Здесь и электронные конструкторы наподобие SnapCircuits, и настольные карточные игры («Свиш», «Сет»), и игры для смартфонов и планшетов, например, Gravity Maze. Играя в игры, вы не только будете развивать навык нестандартного мышления, но и отлично проведёте время с друзьями или детьми.

2. Общайтесь с людьми

Несмотря на обилие различных источников информации, другие люди по-прежнему способны подсказать нам новые идеи. Встречаясь с уникальным опытом другого человека, мы существенно обогащаем своё представление о мире (или о конкретной проблеме). И совсем не обязательно общаться со светилами науки или финансовыми гуру.

Карьерный консультант Джиа Ганеш (Gia Ganesh) приводит в пример свой разговор с мастером по установке гранитных конструкций. Оказалось, что парень родом с Кубы. Он рассказал, как приехал в США и как попал на эту работу. Разговор натолкнул Джию на интересные мысли о миграции и выборе профессии, подсказал идеи для новых исследований.

3. Получайте новый опыт

Чтобы мыслить иначе, нужно жить иначе. Откажитесь от привычных образцов поведения, разрушьте сложившийся уклад, сломайте стереотипы. Готовьте новые блюда, измените маршрут от дома до работы и побольше смотрите по сторонам. Попробуйте надеть нехарактерную для вашего образа одежду, смените причёску.

Отличный способ узнать что-то новое - . Другие страны, другие культуры, непривычное окружение - всё это даёт хороший стимул для работы мышления. Особенно если в путешествии вы не упустите возможность завести новые знакомства.

4. Изучайте необычные идеи

В наш век нет недостатка в информации. Наоборот, вокруг её даже слишком много. Но далеко не вся она заслуживает внимания. Действительно стоящие идеи приходится искать, но делать это намного проще, чем 100 или даже 50 лет назад. Читайте больше! , статьи в интернете и журналах. Всюду ищите свежие идеи, новые взгляды и нестандартные подходы.

Думать иначе - это хорошо, но недостаточно. Свои оригинальные идеи надо уметь формулировать и отстаивать.

Иметь собственное мнение, отличное от общепринятого, не всегда просто. Социальное давление большинства велико, и очень часто общество способно навязать отдельным людям коллективную точку зрения. Далее - несколько способов, помогающих выработать и отстоять собственное мнение.

5. Основывайтесь только на фактах

Этот, казалось бы, элементарный принцип нарушается слишком часто. Эмоции, домыслы, ожидания, предположения, слухи… Всё это не годится. Начните с простых вопросов: «Откуда я знаю, что это правда?», «Какие факты говорят в пользу моего мнения?» Если фактов не хватает, то придётся их поискать.

6. Излагайте своё мнение письменно

Представьте, что вам нужно кого-то убедить и для этого написать письмо. Письменное изложение поможет чётче сформулировать ваши мысли, проследить логическую цепочку выводов и умозаключений. Схемы и рисунки сделают ваши идеи более ясными и наглядными. Такая заготовка очень поможет, если вам действительно потребуется или отстаивать свою точку зрения в дискуссии.

7. Обсуждайте

Групповая дискуссия - это одновременно и проверка ваших идей на прочность, и средство найти новые решения старых проблем. Наибольшую пользу приносят специально организованные обсуждения. Тема может быть выбрана практически любая: от политики до футбола. Разделите группу на две команды, и пусть они отстаивают противоположные точки зрения. Время, отведённое каждому участнику, лучше ограничить - это помогает формулировать свои аргументы чётко и лаконично.

8. Будьте объективны

Совет из разряда тех, что легко дать, но тяжело выполнить. Каждый из нас склонен считать своё мнение если не единственно верным, то уж точно не ошибочным. Но ещё древние говорили, что человеку свойственно ошибаться. Мы смотрим на мир сквозь призму своего опыта и очень часто видим только то, что хотим видеть.

Вырабатывая собственное мнение, важно избавиться от предвзятости в выборе и оценке доступной информации. Действительно ли мы рассмотрели все имеющиеся факты? Не преувеличили ли мы значение каких-то фактов в угоду своим ожиданиям? Есть ли альтернативные точки зрения? Эти и другие подобные вопросы помогут вам быть более объективным и независимым от чьих-либо предубеждений. Даже от ваших собственных.

Это далеко не исчерпывающий перечень способов, помогающих думать иначе и формировать . Какими методами пользуетесь вы?


Чтобы стать успешным в этом мире, нужно научиться думать эффективно , но как это сделать знают не все. Ведь мозг и наши мысли обладают самой главной силой, которая позволяет человеку стать тем, кем он действительно хочет. Чтобы научиться думать эффективно , нужно начать что-то менять в привычном образе мыслей и жизни. Ведь какие у вас мысли, такая и жизнь.

В статье вы узнаете, как научиться думать и мыслить эффективно , чтобы все в жизни складывалось наилучшим образом и так, как вы хотите. Для этого нужны и важны не только знания, но применение их на практике, что бы самим убедиться в эффективности советов и методов.

Всегда думайте о большем

Чтобы научиться думать эффективно, нужно осознать что маленькие и скромные мысли, создадут скромную и бедную жизнь. Чтобы думать эффективно и становиться успешным и счастливым человеком, нужно думать о большем, так как чем выше мысли и сильнее, тем лучше и успешнее вы будете. Все что отличает неудачника от удачника так это их разные способы мышления. Неудачник думает только о своей неудаче, страхе и переживаниях. А удачливый человек думает эффективно о том, как стать еще успешнее и постоянно ищет в своей голове новые идеи. Одни люди могут и хотят думать, а другие нет. Узнайте, так как люди разные и вам предстоит общаться с ними, так как именно общество и влияет в некоторой степени на поток наших мыслей, если мы на них реагируем и подчиняемся мнению большинства.

Научитесь и начните думать по-другому

Все что нужно чтобы в вашей жизни что-то поменялось, так это начать думать по-другому, ведь привычные мысли создают привычную жизнь. Чтобы научиться думать эффективно , вам нужно начать думать в первую очередь не так, как вы привыкли думать. Конечно, первые несколько дней, будут трудными, чтобы контролировать свои мысли, заставляя их думать о нечто большем и другом как обычно. Мозг начинает лениться, если его не тренировать, поэтому старайтесь заставлять его работать, задавая ему новые вопросы и каждый день контролировать поток мыслей. Ведь у человека, у которого мозг лениться работать, жизнь превращается в борьбу, так как вам придется работать еще сильнее, а мозг в это время будет отдыхать. Поменяйтесь ролями, пусть мозг работает,а ваше тело пускай отдыхает, это эффективно в наше время.

Развивайте свое мышление – читайте книги

Каждый по-своему заставляет свое мышление и мозг трудиться. Но чтобы научиться думать эффективно , вам нужно регулярно и каждый день делать то, что заставляет мозг продолжать работать, а не спать. Читайте книги, статьи, журналы, газеты. Наполняйте мозг новыми знаниями, но не забывайте данные знаний применять на практике. Научитесь делать режимную разминку для мозга, чередуя умственную работу и физическую, тогда вы постоянно будете работать и при этом постоянно отдыхать. Мозг – это мощное оружие и если взять его под контроль и правильно им управлять, человек может стать кем угодно и реализовать любые желания.

Задавайте новые вопросы мозгу, создавайте проблемы, ошибки и трудности

Когда нет проблем и вопросов, мозг уходит спать, так как понимает, что сегодня нет смысла думать. Не дайте уснуть мозгу , постоянно задавайте ему вопросы, чтобы он мог регулярно искать и находить ответы. Тренировка мозга приведет к тому, что вы сможете быстро и качественно находить новые пути решения проблем, новые ответы на вопросы, идеи, планы, цели и желания. Так как энергия приходи к тому человеку, который задал себе цель или создал мечту и чем больше и сильнее мечта или цель, тем больше вам дают энергии для ее реализации. Поэтому узнайте, так как наш мир держитсяи развивается на новых идеях, которые исходят из мозга. Тот, кто сможете заставить мозг трудиться эффективно и в нужном направлении, то этот человек сможет достичь всего чего захочет, если начнет об этом думать и создавать новые идеи.

Человеческий мозг имеет огромный потенциал, который, к сожалению, может использовать далеко не каждый человек. Однако развить свои под силу каждому. Для того, чтобы мозг работал с максимальной отдачей, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций.

Главный принцип, на который надо ориентироваться для увеличения работоспособности мозга заключается в умении концентрироваться. Тем, кто интересуется, как научиться правильно думать, можно посоветовать для начала научиться выполнять одновременно несколько разных дел. В качестве упражнения можно попробовать одновременно прослушать две разные песни, улавливая слова и смысл каждой из них. Если это задание покажется вам слишком простым - усложните его, добавив еще один или сразу несколько треков. Данное упражнение необходимо для того, чтобы человек научился распределять свое внимание наиболее рациональным способом.

Приучите себя анализировать все свои дела и поступки, выискивая среди них то, что по вашему мнению вы сделали неправильно. Не бойтесь признаваться в том, что вы в чем-то ошиблись. Главное увидеть и понять эти ошибки и не повторять их в будущем. Самооценка, которую вы будете проводить, должна быть максимально беспристрастной и объективной. Это приучит вас мыслить аналитически и принимать правильные решения.

Отдельное внимание необходимо уделить тому, насколько правильно вы пишите. Обычно, в процессе написания какой-либо работы, умные мысли возникают в голове непрерывно, молниеносно сменяя друг друга. Результатом этого может стать то, что ваша работа вместо того, чтобы стать интересной и умной, превратится в маловразумительную кашу, которую будет нереально не то что осознать, но и просто прочитать.

Для того, чтобы избежать этого, перед тем как сделать окончательный вариант своей работы, внимательно перечитайте то, что вы записал на своих черновиках, причем сделать это желательно вслух. Данный прием позволит вам выявить все ляпы и недочеты, а также довести созданный вами текст до самого высокого уровня. Кроме того, чтение написанного материала вслух вам более точно сформулировать свои мысли.

Немаловажным фактором является умение правильно читать. На самом деле, как научиться думать , если скорость вашего чтения составляет около 250 слов в минуту. Человеческий мозг способен демонстрировать результаты, способные впятеро превышать это значение. Освоив технику скоростного чтения вы сможете удивлять всех своих знакомых тем, что читаете и воспринимаете материал со скоростью, равной 1000-1500 слов в минуту.

Давно известно, что чем меньше вы зацикливаетесь на решении одной сложной задачи, тем быстрее к вам приходит ее решение. Если думая над чем-то вы оказались в тупике - остановитесь, сделайте себе передышку, займитесь чем-то другим. Это позволит вашему мозгу мобилизовать свои резервы и выдать нужный вам ответ.

Конечно же, последний способ не сработает в том случае, если ваша голова совсем пуста? Вряд ли он сможет вам хоть чем-то помочь, если вы не удосужились выучить хотя бы то, чего от вас требовала средняя школа.

Не секрет, что для того, чтобы мозг работал с максимальной эффективностью, он должен получать необходимые ему вещества, наиболее важным из которых является фосфор. Это значит что для того, чтобы научиться думать, ваш рацион должен включать в себя как можно больше рыбы. При этом не забывайте, что для мозговой деятельности важны и другие продукты, такие как морковь, рыбий жир, орехи или капуста.

Начав соблюдать приведенные правила, и не отступая от их выполнения, вы очень скоро сможете заметить по себе, что ваш мозг начал работать намного продуктивнее. Это позволит вам с легкостью решать не только такие задачи как головоломки или кроссворды, но и принять участие в набравших большую популярность интеллект-шоу, с большой вероятностью одержать в них победы.

Вперед, к самосовершенствованию, дорогие читатели!

Значение термина «логика» слишком размылось в повседневной речевой практике, а ведь на деле логика - одна из старейших наук. Долгое время она воспринималась как инструмент для правильного научного познания. Корпус посвященных логике работ Аристотеля - создателя первой логической теории - называли термином «органон» («инструмент» на древнегреческом).

В основном логику изучают на математических и философских факультетах, а также на факультетах, где занимаются компьютерными науками и всем, что связано с созданием искусственного интеллекта (здесь ее изучают наиболее фундаментально).

Но не обязательно быть математическим гением, чтобы заниматься логикой. Она берет свое начало в философии и до сих пор остается одной из самых активно развивающихся именно философских наук - несмотря на то, что на определенном этапе своей долгой истории обогатилась значительным числом математических методов.

Так что логика - одна из важнейших гуманитарных дисциплин, которая входит в образовательные стандарты и по многим другим специальностям в высших учебных заведениях: юриспруденция, психология, политология, журналистика, социология, история, лингвистика и т. д.

Чем занимается логика как наука

Логика изучает, какие рассуждения правильные, а какие нет. Кроме того, в ней вырабатываются критерии правильного рассуждения, то есть она может рассказать как надо рассуждать. Почти все используемые нами рассуждения уже давно классифицированы и изучены профессиональными логиками. Известны границы применимости многих методов, изучена степень правдоподобности различных видов рассуждений. Все это систематизировано, но большинство людей абсолютно не владеет этими знаниями.

Как логика смотрит на обобщения

Вы возвращаетесь вечером домой, по дороге вспоминаете, что у вас закончилось молоко и идете в ближайший супермаркет. Перед вами - большой холодильник, все полки которого заставлены бутылками с молоком. Вы подходите к полкам и начинаете выбирать.

Допустим, что там две такие полки и на них выставлено в общей сложности сорок бутылок. Обычно мы ищем максимально свежее молоко, то есть такое, у которого дата производства максимально приближена к дню покупки.

Если сегодня 20-е число, а вы достаете одну бутылку и видите, что оно было произведено 18-го, то достаете другую бутылку - и опять 18-е. «Наверное, на второй полке может быть посвежее», - и вы берете бутылку со второй полки - 17-е число, еще одну - 17-е, еще - 18-е. Потом вы протягиваете руку вглубь полки и достаете еще одну бутылку, и она тоже произведена 18-го числа. После этого вы, скорее всего, сделаете вывод, что молоко, которое произвели 18-го числа - это самое свежее молоко из представленных и пойдете на кассу с ним.

Этот пример иллюстрирует применение не самого достоверного рассуждения: так называемой неполной индукции . Ваш вывод о том, что молоко, произведенное 18-го числа - самое свежее из представленных, носит лишь вероятностный характер, поскольку вы не перебрали все бутылки, а осуществили вывод, основываясь только на некоторой минимальной выборке, которую посчитали достаточной, после чего совершили так называемое индуктивное обобщение. И даже если вы оказались правы, и там действительно не было более свежего молока, это неважно. Само рассуждение, сам способ, при помощи которого вы пришли к такому заключению, считается логикой ненадежным.


Это весело и забавно, когда речь идет о выборе молока в магазине, но так ли это весело и забавно, когда люди, используя похожие рассуждения, анализируют результаты каких-нибудь экономических реформ и на этом основании планируют новые или выявляют общественное мнение по какому-то важному вопросу?

Каждый раз, когда по телевизору или в интернете вы натыкаетесь на результаты очередного социологического опроса, скажем, с выводом «россияне считают, что США представляют для них угрозу», - вы имеете дело с результатом такой же индукции, которая основана точно не на мнении всех россиян, и, более того, не на мнении большинства россиян. В подобных исследованиях количество участников вообще не играет почти никакой роли. Эти рассуждения основаны на характере той выборки людей, которые проходят данный опрос; в качестве основания принимается их возраст, пол, род деятельности, сексуальная ориентация и всё, что угодно. Само число участников зачастую в сотни тысяч раз меньше, чем реальное число россиян. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть любой отчет по статистике.

А теперь вы можете сравнить степень правдоподобности такого метода рассуждений и того, как полученные таким способом результаты влияют на общественное мнение, циркулируя в топах информационных агентств, новостных лент и т. п. Именно поэтому логику и стоит изучать.

Главные правила логики

Самое главное - осознать, что существует два основных вида рассуждений: одни из них - самые надежные, а другие - не очень. Первые называют дедуктивными рассуждениями, вторые - правдоподобными. Как ни парадоксально, обычные люди почему-то больше предпочитают использовать правдоподобные, а не дедуктивные рассуждения.

Есть ряд дедуктивных рассуждений, которые просто необходимо усвоить.

1. Условно-категорические умозаключения

Modus ponens. Такое рассуждение имеет следующую структуру:

«если А , то B »;

«А » значит «B ».

Логиков интересует именно сама структура этих рассуждений, в реальности же они не всегда предстают перед нами именно в таком обличии и могут принимать разные языковые и риторические формы. На человеческом языке оно может выглядеть так:

«если сборная России выиграет у Испании, то я сделаю татуировку»;

«сборная России выиграла у Испании» - значит «я сделаю татуировку».

Modus tollens. Это рассуждение выглядит так:

«если А , то B »;

«не-B » значит «не-А ».

Опять переведем:

«если сборная России выиграет у Испании, то я сделаю татуировку»,

«я не сделал татуировку» - значит «сборная России не выиграла у Испании».

Оно может выглядеть и немного по-другому: «если А , то B » - значит «если не-B , то не-А ». В таком виде его называют «контрапозицией».


Вот для примера на недавнем Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге во время панельной дискуссии Алексей Кудрин использовал упомянутый modus tollens для демонстрации того, что антироссийские санкции - один из существенных факторов, влияющих на темп экономического роста российской экономики, притом что правительство ставит достаточно амбициозные задачи по его увеличению. Кудрин замечает: «Сейчас после последней волны санкций их влияние увеличилось примерно до 0,5 % ВВП. Здесь мы тоже должны видеть, что наши задачи и планы уменьшаются вот такими внешнеполитическими рисками». В рамках этой реплики можно реконструировать пресловутую «контрапозицию», благодаря которой Кудрин пришел к такому мнению: если экономические санкции применяются в отношении к России, то рост ее экономики снижается; следовательно, если экономическая политика направлена на увеличение экономического роста, то экономические санкции не должны применяться в отношении к России. И правильно сделал!

Очень часто многие из нас ошибаются и используют следующие неправильные условно-категорические рассуждения:

«если А, то B»; «B», следовательно, «А». И «если А, то B»; «не-А», следовательно, «не-B».

В качестве примера можно привести ошибочное рассуждение Алексея Венедиктова во время выпуска его программы «Особое мнение», в рамках которого он дискутировал с Ксенией Собчак. В этом фрагменте Собчак рассказывает о том, какие реформы судебной власти она будет проводить в случае своей победы на президентских выборах. В ответ на это Венедиктов утверждает, что после этого выступления электорат в лице «судей и членов их семей» не проголосует за Собчак.

Рассуждение Венедиктова можно реконструировать в следующем виде: «если Ксения Собчак выступает с привлекательными для избирателей предложениями, то эти избиратели проголосуют за Собчак»; «Собчак выступает не с привлекательными для избирателей предложениями», следовательно, «эти избиратели за нее не проголосуют».

На первый взгляд может показаться, что это рассуждение не противоречит никакой логике, однако это не так.

Дело в том, что дедуктивные рассуждения имеют существенную характеристику, которая и делает их очень надежными: в них из истинных посылок с необходимостью следует истинное заключение. Другими словами, для правильного дедуктивного рассуждения не существует такой ситуации, при которой его посылки окажутся истинными , а заключение - ложным . Для того типа рассуждения, которое в данном случае использует Венедиктов, такая ситуация с истинными посылками и ложным заключением существует.

Чтобы в этом удостовериться, нам нужно привести контрпример. Например, вот две посылки: «если сборная России выиграет у Хорватии , то я сделаю татуировку », «сборная России не выиграла у Хорватии » - из этих двух посылок совершенно не следует, что «я не сделал татуировку », поскольку я мог сделать эту татуировку совершенно по другим причинам: из гордости за ногу Акинфеева, из сожаления за его правую руку, которая чуть было не отбила один из одиннадцатиметровых ударов и т. п. Действительно, обе посылки являются истинными высказываниями, однако заключение в таком случае оказывается ложным.

У многих могут возникнуть сомнения, выдержат ли подобную проверку на вшивость уже упомянутые правильные типы рассуждений: modus ponens и modus tollens. Что ж, попробуйте подобрать к ним контрпримеры (в логике есть более точные и удобные методы для проверки правильности рассуждений, но, к сожалению, их невозможно рассмотреть в рамках этой статьи).

2. Сведение к абсурду и рассуждение «от противного»

В логике существуют и другие способы рассуждений: это так называемые непрямые умозаключения. Среди них есть две классные техники, они называются «сведение к абсурду» и «доказательство от противного» (они фактически представляют собой одно и то же).

Сведение к абсурду. Мы хотим опровергнуть некоторое утверждение «А». Вооружившись техникой «сведения к абсурду», мы должны предположить, что утверждение «А» является истинным - и затем стараться использовать какие-то рассуждения, чтобы продемонстрировать, что это предположение приводит к противоречию. Если нам удается прийти к противоречию, значит, наше исходное предположение было неверным. Таким образом, мы опровергаем утверждение «А».

Доказательство «от противного». Оно строится немного иначе: первоначальной целью является не опровергнуть «А», а обосновать «А». Для достижения этой цели сначала предполагается, что «А» является ложным, а дальше всё то же самое: выводится противоречие, которое позволяет обосновать неправильность исходного предположения.

Люди частенько используют эти две техники рассуждения. Рассмотрим например метод «от противного».


Будем считать, что вы допрашиваете подозреваемого в убийстве человека. Преступление было совершено при помощи пистолета, который был найден в квартире у подозреваемого.

Последний, естественно, отрицает свою причастность и понятия не имеет, кто на самом деле был убийцей. Кроме того, он утверждает, что весь тот злополучный день он провел дома. С целью усилить свою аргументацию в пользу вины подозреваемого, вы предполагаете , что пистолет действительно не его. Из этого допущения можно заключить, что пистолет ему подкинули. Но в таком случае подозреваемый должен быть знаком с убийцей или отсутствовать дома в какой-то момент времени в день убийства. Обе эти альтернативы противоречат показаниям подозреваемого, значит, ваше допущение о том, что пистолет ему не принадлежит, неверное. Следовательно, пистолет все-таки принадлежит подозреваемому.

Как изучить логику

К сожалению, число хороших учебников по логике, которые нацелены на широкую аудиторию и написаны простым для всех языком, очень мало. Зачастую этот «простой для всех язык» сразу сказывается на качестве теоретической составляющей.

Учебники либо доступные и некачественные - либо очень специализированные, но качественные. В такой ситуации лучше сделать выбор в пользу вторых, потому что главное - это качество образования:

  1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику. М., 2011.
  2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 2008.
  3. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989.

Что касается интернет-ресурсов, то здесь тоже надо быть избирательными, однако есть и очень ценные экспонаты. Серия видеороликов, созданных силами БФУ им. И. Канта совместно со специалистами из других российских научных и учебных центров:

  1. Серия бесед двух профессоров логики - Д. В. Зайцева (МГУ) и И. Б. Микиртумова (СПбГУ).
  2. Серия бесед двух специалистов по теории аргументации - Д. В. Зайцева (МГУ) и Д. В. Хизанишвили (БФУ).

В открытом доступе лежат полноформатные видеозаписи курса лекций по дедуктивной логике, который периодически читается на философском факультете МГУ. Там есть специальная практика под названием «межфакультетский курс»: преподаватели на разных факультетах предлагают свои учебные курсы, на которые в соответствии со своим выбором записываются студенты с других факультетов. Это очень интересная практика, которая стимулирует появление учебных курсов на доступном для студентов разных направленностей языке.

Кроме того, существуют различные открытые научно-популярные мероприятия, например ежегодный Фестиваль науки , который проходит в том числе и на философском факультете МГУ, где логическая проблематика всегда представлена. Приходите, интересуйтесь и спрашивайте.

Логика научит вас точнее выражать свои мысли, и это в целом скажется на вашем стиле общения с людьми и умении разбираться в людях.

Когда вы начнете требовать от людей такой же точности, то обнаружите, что далеко не все способны общаться подобным образом. Но если вы увидите человека, который может грамотно излагать свои мысли и вести корректную полемику, то это многое скажет вам об уровне его логической культуры - да и вообще о личности в целом.