Open
Close

Ребенок хочет самостоятельности как быть 7 лет. Как научить ребенка быть самостоятельным? Развитие самостоятельной творческой деятельности детей

Воспитание самостоятельности у детей – один из самых актуальных вопросов для пап и мам, которые стремятся к тому, чтобы научить ребенка делать выбор, ставить цели, справляться с проблемами и преодолевать препятствия. Воспитанная в детях самостоятельность помогает им во взрослой жизни брать на себя ответственность за себя и близких.

Воспитание любого ребенка – сложный процесс, в котором родители нередко допускают ошибки, в том числе при попытках научить ребенка быть независимым.

Распространенные родительские заблуждения:

  • «Нашему малышу слишком рано что-то делать самому». Боязнь родителей, что отпрыск не справится с элементарными вещами, приводит к формированию капризного, беспомощного, избалованного маленького человека. Такое воспитание ребенка даст плачевный результат во взрослой жизни: неумение общаться с людьми, низкая приспособленность к жизни, неспособность принять самостоятельное решение. В такой ситуации не просто не будет самостоятельности в детях, но и родители станут жертвами, поскольку отпрыски будут требовать от них внимания и помощи из-за своей несостоятельности.
  • «Наш малыш должен всему научиться сам, и наша помощь ему не нужна». В детях самостоятельность не развивается без посторонней поддержки. И это ошибка, поскольку каждый вновь приобретенный навык является большим достижением для малыша, и он нуждается в похвале и внимании со стороны родителей. Модель воспитания ребенка, где на него не обращают внимания, порождает робость, страх перед людьми и неуверенность.
  • «Наш ребенок неумеха и учится слишком медленно, лучше мы сами сделаем все быстро». Результатом подобного заблуждения является абсолютная неприспособленность к жизни и возникающим препятствиям на пути к достижению целей. Хотя воспитание ребенка подобным образом вряд ли будет способствовать формированию каких-то конкретных целей.

Безжалостное пресечение в детях зачатков самостоятельности, как и небрежное отношение к отпрыску нивелируют шансы последнего на независимый успех.

Воспитание самостоятельности у детей: практические советы

Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.

Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:

  • Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
  • Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
  • Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
  • Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты. Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
  • Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
  • Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
  • Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например. Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
  • Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.

Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.

Табу при воспитании самостоятельности у ребенка

Воспитание самостоятельности у детей подразумевает соблюдение родителями баланса процесса. Существуют запретные приемы, которые способны разрушить воспитательную концепцию, и родителям их лучше избегать:

  • Воспитание ребенка не предполагает постоянное его одергивание и демонстрацию ошибок. Не нужно оценивать и комментировать все действия вашего ребенка без крайней надобности – у него появится стойкое чувство неуверенности в себе и потребность в одобрении всех и каждого. Развитие у детей самостоятельности зависит, в том числе от того, позволите ли вы ему найти свой способ решения проблемы.
  • Не делайте все сами вместо своего отпрыска. Воспитание ребенка и формирование у него самостоятельности происходит с помощью проявления малышом инициативы. Пусть эта инициатива будет неумелой и на первом этапе ни к чему не приведет, но она должна быть.
  • Не ругайте малыша за медлительность – в воспитании ребенка важна неторопливость. Давление взрослых и постоянное поторапливание приведет к полному отказу что-либо делать.
  • Не «душите» отпрыска своей опекой и догматами воспитания, даже если вы боитесь за него. Научите ребенка смело смотреть в глаза препятствиям и преодолевать их. В воспитании ребенка важно быть увереннее, иначе чадо почувствует ваш страх и проникнется этим чувством.
  • Не вмешивайтесь в попытки вашего отпрыска решить проблему. Помогите советом, но не решением.

Хотите развить в детях самостоятельность? Наберитесь терпения, мудрости, чуткости и уверенности в своих силах, и возможностях вашего отпрыска.

Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?

В детях самостоятельность воспитывать гораздо легче, если правильно их мотивировать. Несколько рекомендаций, как мотивировать ребенка и научить его быть самостоятельным:

  • Продемонстрируйте малышу последствия его лени. Воспитанию в детях самостоятельности поспособствует, например, ситуация с фломастерами: если они засохнут из-за того, что малыш забыл их упаковать, не торопитесь покупать новые. Пусть рисует карандашами, а при намеке на покупку новых фломастеров говорите, что не уверены в рациональности покупки, ведь новые тоже могут засохнуть. Воспоминания об отсутствии фломастеров впоследствии будут мотивировать его следить за своими вещами, даже если не хочется.
  • При воспитании ребенка будьте рациональны. Предположим, не заставляйте малыша раскладывать игрушки по местам после каждой игры. Дети дошкольного возраста возвращаются к прерванному виду деятельности через каждые 15-20 минут, потому уборка после игры будет занимать у него больше времени, чем все остальное. Попросите разложить игрушки по местам перед сном – один раз в день – это целесообразно, потому что они мешают комфортному передвижению в темноте. Такое объяснение будет понятно, а значит, ребенок научится полезной и разумной деятельности.
  • Воспитание предполагает конкретизацию обязанностей. Объясняйте малышу, зачем ему их выполнять. Например: «После ужина убери свою тарелку и помой ее, чтоб в следующий раз ты ел из чистой посуды».
  • Воспитывая в детях самостоятельность, четко формулируйте цель и смысл всего, что они делают. При воспитании ребенка не играйте на его самолюбии, откажитесь от выражений вроде «все дети сами обуваются» или «над тобой будут потешаться, когда увидят, что родители одевают тебя». Маленький человек не мотивируется негативом, лучше рассказать ему, сколько положительного принесет ему самостоятельность. Например: он успеет посмотреть начало мультфильма, нарисовать 5 картин, дольше покататься с горки.
  • Развить в детях самостоятельность помогает периодические просьбы рассказать, каковы дальнейшие планы у малыша. В близлежащей перспективе, конечно. Он обязательно задумается, чем бы ему заняться, тем самым принимая решение и делая выбор.

Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.

Часто о том, как научить ребенка самостоятельности, родители задумываются не заранее, а тогда, когда с самостоятельностью начинаются явные проблемы. Но гораздо легче проблему предупредить, чем ее потом решать! В этой статье я хочу рассказать, как формировать самостоятельность у ребенка правильно, чтобы это не было единственным выбором ребенка от безысходности вследствие того, что родители совершенно не уделяют ребенку времени. А происходило гармонично и естественно.

Что же делать?

Начну с главного. Для того, чтобы ребенок стал самостоятельным, в раннем детстве он должен получить много внимания, любви, тактильных прикосновений от родителей! Только когда он насытится любовью по максимуму, он будет расти в ощущении, что мир безопасен и тогда самостоятельность будет формироваться естественным путем! Если же родители недостаточно уделяли ему внимания (так как работали или отдавали предпочтение другим своим делам), не подходили к малышу, когда он плакал и звал их, не утешали его, не решали его проблемы, тогда ребенок делает вывод, что мир жесток и полон трудностей. Ка в таком мире можно расслабиться и проявить самостоятельность? Ведь если самые близкие люди «предали», тогда ото всюду можно ждать подвоха!

Если мама (да, да, мама особенно!) уделяла мало внимания ребенку в самом маленьком возрасте (с рождения где-то до полутора лет), то ребенок становится очень капризным, липнет к маме и складывается впечатление, что он вообще не в состоянии сделать что-то сам или просто поиграть в одиночестве! Но это происходит не потому, что ребенок какой-то не такой, а потому, что ему не хватило мамы! И теперь он пытается компенсировать недостаток ее внимания!

Поэтому на вопрос, как научить ребенка самостоятельности, я отвечу, что, прежде всего, нужно дать ему достаточно внимания и любви, особенно от мамы, чтобы ребенок расслабился и понял – мир прекрасен и можно ему доверять!

Следующее не маловажное правило тоже относится к маме ребенка, а именно – отпускать его! Потому что когда мама слишком сильно тревожится за ребенка, считает его маленьким, переживает, что он не справится, то ребенок это чувствует и такая необходимая сепарация от мамы не происходит. Он подтверждает опасения мамы и просто не хочет делать что-то сам, прося ее помощи. Поэтому, прежде всего, маме нужно принять тот факт, что ребенок уже не маленький и чем старше он становится, тем меньше проявлять заботы и тревоги за него.

Обязательно, начиная где-то с 2-летхнего возраста обучать ребенка самостоятельной игре и давать ему свободу в выборе того, чем бы он хотел заняться. Другими словами, если вы хотите понять, как научить ребенка самостоятельности, нужно давать ему свободу и не контролировать его! Одобряя и хваля за то, что он что-то сделал сам!

Это основные моменты, придерживаясь которых вы сможете развить в своем ребенке самостоятельность.

С любовью, Юлия Кравченко

Женский психолог

Есть, конечно и обратные ситуации, когда вы куда-то торопитесь и настойчиво говорите «одевайся сам!». В этот момент ребенок начинает капризничать и просит помощи, и ни о какой самостоятельности речи уже нет. В таких вопросах нужно придерживаться золотой середины и собственным примером, без давления, помочь ребенку стать самостоятельным.

Малышу 3 года

Важнейшим этапом в развитии ребенка считается возраст от года до трех лет. Специалисты называют этот период «психологическим ростом от момента рождения до зрелого возраста». Ведь всего лишь за какие-то пару лет ребенок уже умеет кушать, начинает ухаживать за собой, становится более аккуратным.


От полной беспомощности в младенчестве, за полтора года он проходит путь развития и вот уже уверенно ходит, старается самостоятельно есть, пить, обуваться и одеваться. В два года все это он делает уже более умело: сам расстегивает куртку, пользуется ложкой и чашкой, моет и вытирает руки. В три года малыш уже стремится помогать маме: выбрасывает мусор в контейнер, накрывает на стол, умеет застегивать пуговицы и молнию, чистит зубы и ходит на горшок под присмотром взрослых.

Постижение окружающего мира

Конечно, все эти умения не возникают сами по себе. Все, ребенок, он узнает от взрослых. И будет ошибкой думать, что малыш всему учится сам. Он просто внимательно наблюдает за взрослыми, и выясняет, для чего нужны те или иные предметы. Для ребенка взрослые – пример для подражания, ловко управляющийся с совершенно различными вещами.


Крохе важно, чтобы ему не только показывали, как и что нужно делать, но и помогали разобраться, подбадривая и хваля за успехи.


В этом возрасте у детей еще плохо развиты мелкая моторика и координация, поэтому он опрокидывает посуду, пачкается. И злиться на это не нужно. Лучше ласково подбодрить малыша, сказав, что в следующий раз все обязательно получится.


Бывают случаи, когда ребенок умеет многое делать сам, но не хочет этого. Для того, чтобы понять причину, нужно выяснить, что именно заставляет его вести себя таким образом. Может быть одежда, которую ему дали, не нравится, или он устал, а может он просто старается привлечь к себе внимание. Но насильно заставлять ребенка делать что-то нельзя. Так еще больше можно отбить охоту к самостоятельности.


Нужно постоянно разговаривать с малышом, показывать назначение различных предметов, объясняя свои действия. Например, желая научить ребенка чистить зубы, мама должна проговаривать каждое действие: «Мы берем щетку, выдавливаем на нее пасту, и аккуратно трем ею зубки. Правильно. Поласкаем ротик и щетку и вытираемся полотенцем. Умничка!» Таким же образом комментируются и другие действия, причем многократно, чтобы ребенок их запомнил.

Делаем уборку

Перед началом уборки, нужно определить территорию, на которой ребенок будет хозяином. Для этого подойдет отдельная комната. Нужно объяснить малышу, что игрушки должны быть в детской комнате, а не валяться по всей квартире. Но просить убрать игрушки нужно по-доброму, а лучше, в игровой форме. Родителям следует на первых порах делать уборку игрушек вместе с ребенком, при этом обязательно проговаривая, куда какую игрушку нужно положить. И обязательно хвалить за правильный повтор своих действий. Совсем скоро ребенок будет сам убирать и расставлять все свои игрушки по местам без лишних напоминаний. Можно превратить уборку в ритуал, перед сном загоняя все машинки в «гараж», и укладывая всех мишек спать. Важно обозначить необходимость уборки, чтобы ребенок знал, что в неубранной комнате родители не будут читать ему сказки или рисовать с ним. Опять же, в ультимативной форме требовать этого не стоит, иначе ребенок решит, что родительскую любовь нужно заработать.


Чаще всего, для спокойствия своей нервной системы, многие мамы и папы предпочитают убирать игрушки сами. Этого делать нельзя, потому что такое поведение дает ребенку повод упираться и противиться при очередной просьбе об уборке.

Кушаем сами

Если ребенок уже умеет держать ложку, пора приучать его пользоваться ей регулярно. Конечно, сразу аккуратно есть у него не получится. Он будет пачкаться, переворачивать ложку, не донеся до рта. Переживать и нервничать по этому поводу не стоит. Нужно набраться терпения, а малышу повязывать фартук или нагрудник.


Чтобы ребенок не остался голодным после такого кормления, мама должна помогать ему, но для этого использовать отдельную, вторую ложку. Причем малышу нужно говорить, какой он умница и как у него хорошо получается. Важно не ругать ребенка за промахи, и относиться серьезно к тому, как он ест и тогда он научится очень быстро.

На горшок

Для того, чтобы приучить ребенка ходить на горшок, нужно позаботиться сперва о самом горшке. Выбирать следует удобный горшок, который не будет похож на игрушку, иначе ребенок будет отвлекаться от основного дела и баловаться, сидя на нем.


Привыкание будет происходить постепенно, поэтому нужно стараться вовремя на горшок, как только это потребуется. Но насильно этого делать нельзя, иначе ребенок начнет ассоциировать горшок с чем-то плохим и приучить его будет очень сложно.


Некоторые детки сидят какое-то время на горшке, а потом встают и возле него. Не стоит злиться. Ребенок просто еще не понимает, что от него требуется.


Каждый раз, обнаружив мокрые штанишки, обязательно нужно объяснять малышу, что писать нужно в горшок. Показывая ребенку, как правильно пользоваться горшком, комментируйте: «Давай внимем штанишки, трусики. Садимся на горшочек и писаем. Встаем, одеваемся. Какой ты у меня молодец!». А когда он поймет, чего от него хотят, он сам будет при надобности садиться в горшок или говорить об этом маме. Уже в три года ребенка можно приучать к унитазу, используя специальное .

Одеваемся

Родители должны показать своему малышу, как вещи. При этом нужно проговаривать всю последовательность и обязательно хвалить за правильные действия.


Важно изначально уделять этому повышенное внимание, потому что переучивать будет намного сложнее.


Для начала обучения выбирайте вещи, которые малыш любит, так он будет получать удовольствие от процесса.


Нужно учитывать, что одевание будет занимать довольно много времени, поэтому если вы торопитесь, то лучше оденьте ваше чадо сами. Иначе, подгоняя и поторапливая, вы испортите ему и себе настроение. Учиться одеваться нужно не спеша, в спокойной обстановке, при этом помогая и направляя ребенка.


Самое главное, что нужно уяснить родителям – любое обучение нужно проводить последовательно, стараясь не перегибать палку и сдаваться. Тогда постепенно вы вместе достигнете хороших результатов.

Безусловно, каждый родитель желает своему ребенку лучшего. Ежедневно заботливая мама задается вопросами о правильности воспитания и своих ошибках. Быть идеальной мамой невозможно. Всякий раз, анализируя свои действия, мы понимаем что совершили где — то погрешность. Своей любовью, зачастую, родители лишают своего ребенка возможности проявить себя самостоятельной личностью. Но правильно ли это?

Самое главное правило которого следует придерживаться в решении привить ребенку самостоятельность — это перестать все делать за него своими руками.

Правильно ли делать элементарные вещи за свое чадо, объясняя это тем, что вам не сложно, а он же маленький! Или может таким образом вам предстоит в будущем столкнуться с эгоистом и лентяем? Вопрос самостоятельности ребенка поднялся не сегодня и осуждать любую маму за желание приучить ребенка к самостоятельности, либо желание продлить его «детство» неправильно. Однако, стоит рассмотреть вопрос самостоятельности обеим категориям родителей.

С какого возраста начинать готовить ребенка к самостоятельной жизни?

Учеными доказано, что все жизненные привычки формируются с раннего возраста до 9 лет. Именно поэтому на плечи родителя ложится ответственная задача — научить ребенка ухаживать не только за собой, но и поддерживать чистоту и порядок вокруг.

Как часто вы ругаете свое чадо за неправильно выполненное задание, за стремление сделать что-то самостоятельно, пусть и не так, как того ожидали вы? Хватает ли вам терпения дождаться пока ребенок доделает задание сам, либо вы стремитесь ему помочь, чтобы завершить начатое скорее? Многие ошибки родители совершают совершенно не задумываясь над тем, что не правы, считая что жалеют, либо помогают своему ребенку:

  1. Вы помогаете, либо складывание разбросанные игрушки сами, в то время, как ваше чадо наблюдает за процессом.
  2. Вы кормите ребенка с ложки, не позволяя ему сделать это самостоятельно, боясь запачкать кашей мебель, опасаясь, что большая часть попадет мимо рта, либо попросту не желаете ждать столько времени.
  3. Вы сами принимаете все решения за ребёнка, считая что он слишком мал, чтобы что-то понимать.
  4. Вы сами его мажете, чистите ему зубы.
  5. Вы не позволяет ребенку участвовать в ежедневных домашних делах, боясь, что он поранится.

Если в этих ситуациях вы видите себя, вы выбрали неверный путь. Каждая мама, либо папа должны понимать, что ребенок с момента рождения старается познать мир, а родители — это люди, задача которых не только оберегать своего ребенка, но также помочь ему преодолеть любые трудности. Не следует запрещать малышу проявлять интерес ко всему что происходит вокруг, ведь в ваших силах сделать эти попытки безопасными.

С какого возраста и как приучать ребенка засыпать самостоятельно?

С момента выписки из роддома многие не понимают, как действовать дальше, что правильно, а что нет? Некоторым приходят на помощь родители, друзья, знакомые, другие же обращаются к науке.

Одним из важнейших вопросов в дальнейшем — сон ребенка. Где он должен спать, сколько длится время сна, причины отказа спать, когда ребенок может спать самостоятельно. Стоит отметить, что здоровый сон — это залог здоровой жизни человека.

Проблемы со сном могут вызвать:

  • неуверенность в себе;
  • повышенную нервозность, эмоциональные всплески;
  • рассеянность;
  • чувство постоянной нужды во внимании со стороны родителей, бабушки;
  • у многих наблюдаются психические расстройства, а также проблемы со здоровьем.

Существуют четкие правила сонного режима дня детей любого возраста. Не смотря на то, что организм каждого ребенка индивидуальный вопрос, часто режим сна почти одинаковый. Вначале ребенок просыпается от проблем с животом, затем от зубов, после родители начинают искать оправдания в новых событиях в жизни ребенка. Стоит отметить, что отговорки родителей часто сводятся к тому, что их ребенок просто не научился спать.

Учеными доказано, что самостоятельно ребенок может засыпать с 6-ти месячного возраста без присутствия взрослых, в комнате без освещения.

Есть родители, считающие, что плачущего ребенка следует оставить наедине с его «горем». Так он научится успокаиваться самостоятельно и быстрее заснёт. Однако, это ошибочное мнение. Ребенок, пребывая в состоянии истерики, испытывает повышенную возбудимость, нервозность, что мешает ему заснуть. В итоге чадо таки уснет, но назвать сон здоровым вряд ли можно.

Если процедура сна сопровождается криками и скандалами, стоит обратить особое внимание вопросу сна, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь ребенка.

Отсутствие самостоятельности в более раннем возрасте может привести к бессоннице во взрослой жизни.

Бывают случаи, когда ребенок самостоятельно разворачивается и идёт спать молча, затем просыпаясь несколько раз за ночь, ищет разные предлоги привлечь внимание взрослого: кушать, пить, сходить в туалет, приснился кошмар. Это также считается отклонением от нормального сонного режима, требующего срочного вмешательства.

Следуя методикам обучения самостоятельного засыпания, уже спустя неделю ребенок сможет спать сам.

Методики самостоятельного засыпания ребенка

Приучая ребенка к самостоятельному засыпанию необходимо запастись терпением, не следует спешить, но и оттягивать не стоит. С первых дней дома, стоит «знакомить» малыша с кроваткой. Он должен понимать, что это его «дом», в котором ему тепло и комфортно.

Второе правило — это обеспечить ребенка чувством постоянства. Каждый малыш просыпается во время сна. Если все вокруг остаётся неизменным, он машинально продолжает спать. Тут вы можете перенести ощущения вашего ребенка на себя. Представим ситуацию: вы заснули на кровати в вашей спальне и отчётливо это помните, но проснулись на диване в зале. Как вы будете себя чувствовать? Каждый человек возмутиться случившимся, будет недоволен происходящим, большинство испытает страшный испуг. Каково в этот момент крохе? Многие считают, что их ребенок не может уснуть, если его не возить в коляске и наматывают по 10 кругов в коляске. Наконец, дождавшись пока ребенок уснул, они останавливают движение и перекладывают ребенка, либо оставляют в коляске. Каково его удивление, когда проснувшись он не видит привычной картины?

На ребенке негативно скажется, если «точкой постоянства» будет один из родителей. Не стоит укачивать его на руках, позволять трогать вас. Многие психологи также рекомендуют не говорить с ребенком, оставив его наедине с собой.

Детям постарше самостоятельно уснуть помогают особые действа. Так ребенку легче запомнить и проще воспринимать, что пришло время сна.

Первый и самый приятный ритуал — это помочь ребенку уложить рядом любимую игрушку.

Многим детям нравится проявлять заботу и внимание. Позвольте ребенку поделать всем домочадцам спокойной ночи.

Чтобы эмоции были приятными, украсьте время перед сном сказкой. Но выбирайте добрые рассказы, чтобы сны были приятными.

Если ребенок боися темноты, оставьте ему ночник. Но обязательно выключите свет, когда он уснет.

Если на протяжении всего времени суток произошло недопонимание, не стоит оставлять ребенка сам на сам с этими мыслями наночь. Следует обсудить прошедший день, решить что и как можно было сделать иначе, как выйти со сложившейся ситуации.

Также хорошо обсудить с ребенком планы на будущий день.

Постарайтесь, чтобы время сна ассоциировалось у ребенка с определенным ритуалом.

Как приучить ребенка есть ложкой самостоятельно?

Со временем каждый родитель столкнется с задачей обучения ребенка пользоваться столовыми приборами самостоятельно. Не стоит опережать природу, но и затягивать также не следует. До того, как ребенок попадет в сад, ему лучше уметь кушать самостоятельно.

На первых порах, в силу неразвитой физической силы, ребенку будет тяжело удержать ложку в руках, потому будьте готовы помочь ему доесть кашу.

Так как дети раннего возраста лучше воспринимают обучение в игровой форме, постарайтесь сделать прием пищи интересным:

  • купите яркую, красочную посуду, лучше детскую, объясните ребенку, что на дне тарелки его ждёт особый сюрприз, так он охотнее постарается ее опустошить;
  • старайтесь проявить фантазию в оформлении блюда.

Приучая ребенка к самостоятельному питанию, лучше выбирать продукты пюреобразной консистенции.

Проследите, чтобы каждый в доме знал и понимал вашу позицию. Согласитесь, зачем прикладывать усилия сделать что-то самостоятельно, если на помощь придет, к примеру, бабушка?

И помните, что нет ничего лучше заслуженной похвалы. Хвалите ребенка за каждое достижение — это подтолкнет его к новым свершениям.

Как ребенка приучать самостоятельно одеваться?

Вопросу самостоятельного одевания стоит уделить особое внимание в период развития «я сам». Обычно этот период начинается в возрасте двух и длится до трёх лет. Именно в этот период ребенку характерно проявление стремления к самостоятельности.

Чтобы процесс обучения не был в тягость, его нужно сделать интересным.

Не стоит начинать обучение непосредственно с процесса одевания. В этом возрасте гораздо легче раздеться. Уже начиная с 1,5 года малыш может самостоятельно снять шапку, носки. Но не тормозите на этом моменте! Если ребенок проявляет интерес идите дальше. Раздеваясь самостоятельно, ваше чадо сможет понять нелегкий процесс одевания.

Так как в этом возрасте ребенку тяжело делать многие вещи самостоятельно, выбирайте вещи наиболее лёгкие в одевании, чтобы помогая застегнуть пуговицы, молнии, вы не отбили желание в будущем сделать тоже самое самостоятельно.

Чтобы процесс обучения проходил быстрее, можно обратить его в игру. С этой целью вы можете приобрести специальные игрушки — шнуровки, либо сделать их своими руками, можно пришить на лоскутки ткани пуговицы и петли, молнии, либо нарядить любимые игрушки ребенка, предложив ему их раздеть, а после одеть.

Также, чтобы «разогреть» интерес к процессу, можно заинтриговать ребенка сюрпризом, либо предложить одеться и сходить туда, где ему больше всего нравится бывать. Либо представить что вы супергерои, связав каждый этап одевания с характерным любимому герою процессом.

Родители — это пример подражания для каждого ребенка в этом возрасте. Одеваясь, акцентирующие внимание на пояснение того, что именно вы в данный момент делаете. Не забудьте упомянуть о том, для чего вы это делаете.

Если ребенок уже переступил порог четырех лет, но до сих пор не умеет самостоятельно одеваться, стоит поторопиться с обучением. Старайтесь помогать ему наполовину, прося при этом закончить начатое самостоятельно.

Спеша, не стоит делать все вместо ребенка. Лучше встать немного раньше, либо терпеливо подождать, пока он оденется сам.

И запомните, не ругайте ребенка за неправильно одетый носок, либо майку. Этим вы не только не научите его делать это правильно, но и отобьете стремление к самостоятельности. Лучший выход — запастись терпением и объяснять, какими могут быть последствия неправильно одетой вещи.

Игры для самостоятельной деятельности детей

Не взирая на родительскую любовь и желание проводить каждую минуту с ребенком, необходимо предоставить ему время для самостоятельного провождения, естественно под присмотром взрослых.

Основным видом деятельности детей от 2 лет до 5 — это взаимодействие с предметам и игра. Главная задача родителя — не подавляя интерес к самостоятельной деятельности направить игру в нужном направлении.

Игры — это наиболее удобное форма развития в ребенке любого качества и навыка.

Время, которое ребенок проведет сам поможет:

  1. Развить в ребенке инициативность.
  2. Развить чувство решимости и уверенности.
  3. Развить фантазию. Не зная чем заняться без родительской помощи, ребенок станет искать себе занятие, используя подручные средства. То есть подобным способом развивается не только фантазия, но и логика, мышление и даже творческие способности.

Говоря про самостоятельную игровую деятельность, не стоит думать, что ребенок сам себе предоставлен. Взрослые не только могут, но и должны в ней участвовать, как такие же члены игры. Планирование игры должно исходить из возможностей самого ребенка. Также необходимо подготовить место для самостоятельных игр — специально оборудованная комната с необходимыми игрушками и материалами.

Развитие самостоятельной творческой деятельности детей

Не маловажным является творческое развитие ребенка. Любовь к творчеству может возникнуть сама, а может придется ребенка подтолкнуть. Важно знакомить маленького человека с искусством с детства: показывая картины, читая ему иллюстрированные книги, рисунки других. Желательно подбирать произведения основываясь на возрастных особенностях развития.

Не стоит ориентироваться на чем-то одном. Можно предложить юному творцу широкий ассортимент, как инвентаря, так и цветов.

Ребенку будет легче творить самостоятельно в первое время, если все инструменты будут ему знакомы, а задача, поставленная перед ним будет четко сформулированная. Заготовьте заранее шаблоны, либо пример готовой работы. Объясните каждый процесс.

Не ограничивайте фантазию ребенка, поощряя здравое самостоятельное творение.

Уголок самостоятельной деятельности детей

Ученые утверждают, что на самостоятельную деятельность необходимо выделять не менее 4 часов в день. Однако, это не должно быть пустое время провождения. Позаботитесь, чтобы у ребенка было все необходимое, отведя уголок для самостоятельной деятельности. К примеру, если это сад:

Либо комната дома, отведенная специально для ребенка его развивающей деятельности:


Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?

Дети младших классов еще недостаточно организованы. Поэтому задача родителя объяснить ребенку распорядок дня, рассказав какое время отведено урокам, а какое отдыху. Придя со школы ребенку необходим отдых. В младших классах нужно соблюдать время обучения и время отдыха. Позанимавшись 25 минут, позвольте школьнику немного отвлечься.

Расставьте приоритеты с самого начала. Объясните важность процесса обучения, и соблюдайте сказанное сами. Не стоит отвлекать ребенка от выполнения задания, делая что-то в его комнате. Лучше оставить это на вечер.

Не стоит пугать ребенка наказанием за невыполнение задачи, ставить временные рамки. Лучше постарайтесь выяснить причину того, почему у него не получается решить ее самостоятельно. Стоит учесть, что непосредственное ваше присутствие в момент выполнения уроков уместно только в первом классе. Последующие годы требуют вашего вмешательства исключительно по просьбе.

Планируя отдых ребенка, не путайте ваши предпочтения с его желаниями. В младших классах, школьнику сложно перестроиться от беззаботной жизни к школьным правилам и необходимости делать уроки. Он чувствует определенную перегруженность. Поэтому, ведя его на шахматы, хоккей, рисование, либо в музыкальную школу, стоит задуматься о том, будет ли это отдыхом для вашего ребенка? Либо это будет продолжением обучающего процесса?

Запомните, уместная похвала также хороша в учебе. Хвалите школьника почаще и ему будет приятно делать уроки самому. И наоборот. Не слишком ругайте ребенка за принесенную в дневнике двойку. Это может усилить негативное отношение к учебе в целом.

Самостоятельная деятельность детей на прогулке

Выходя на прогулку стоит отметить, что игры ребенка должны быть не только в компании сверстников, но и самостоятельными. Важно также чередовать активные игры и игры интеллектуальные.

Лепка куличиков из песка — это занимательное занятие которое развивает моторику рук и мышление.

Что может делать ребенок самостоятельно в возрасте 3-7 лет?

Ребенок 3 лет — сформировавшаяся личность, имеющая свой характер, привычки, жизненные принципы. Поэтому его навыки уже вполне обширные. Однако, в нем только начинает проявляться желание самостоятельности.

Но есть то, что для ребенка этого возраста сделать самостоятельно не составит труда:

  • самостоятельно раздеться: снять шапку, обувь, носки и другие предметы гардероба не имеющие сложных застежек;
  • самостоятельно помыть руки, сходить в туалет;
  • пусть не уверенно, но пользоваться столовыми приборами, пить из чашки;
  • занять себя, если взрослые заняты;
  • рассказать о прошедшем дне .

Также характерно для этого возраста — стремление участвовать в домашних делах:

Начиная с 4 лет ребенка сложно перевоспитать, так как у него уже сформирована модель поведения, есть свои привычки. В этом возрасте ребенок уже умеет анализировать и четко понимает, если не сделать что-то самостоятельно — это сделают за него взрослые. Поэтому, если вопрос самостоятельности стал только сейчас, стоит запастись терпением.

С четырех лет ребенок должен уметь самостоятельно:

  • кушать;
  • следить за своей гигиеной;
  • самостоятельно играть;
  • ходить в туалет;
  • выполнять поставленные задачи и принимать важные для него решения;
  • самостоятельно находить себе занятие, если взрослые заняты .

Также в этом возрасте дети стремятся активно участвовать в домашних делах:

Не составит труда заинтересовать трехлетнего ребенка на кухне. Так, он с легкостью справиться с раскатыванием кружков под вареники, либо выдавливанием печенья формочками.

Дети старше 6 лет должны иметь четкое представление своего расписания. Также следует проследить, чтобы ребенок не только знал свои обязанности, но и выполнял их.

Анна Быкова: ленивая мама или самостоятельный ребенок?

Практическую важность вопроса самостоятельности детей в своей книге описала Анна Быкова.

Наиболее наглядно проблему самостоятельности детей описала Анна Быкова — психолог и терапевт, а также мама двоих детей.

Прочитав книгу, вы поймёте, что «лпнивая мама» — это не безразличная и равнодушная к детям мама, а человек, который стремится создать своим детям условия для воспитания в них самостоятельности.

Прочитав книгу можно выделить 12 советов, как воспитать в ребенке самостоятельность:

  1. Никогда не упрекайте ребенка в стремлении сделать что-то самостоятельно, даже если это делается неправильно. Вы всегда можете обсудить верное решение вопроса. Запомните, ошибки — это тоже метод обучения.
  2. Необходимо всегда предоставлять ребенку право выбора.
  3. Никогда не решайте все за своих детей. Все важные решения должны приниматься самостоятельно. Вы можете только подтолкнуть ребенка к верному решению.
  4. Создайте ребенку распорядок дня, четко разграничивая время развития и отдыха.
  5. Создайте ребенку условия для проявления самостоятельности: переложите столовые приборы и одежду ребенка на нижние полки. Так он сможет сам себя обслуживать. Попросите его самостоятельно класть грязную одежду в стирку и самому одеваться.
  6. Попросите ребенка убирать после себя грязную посуду в мойку, после приема пищи.
  7. Старайтесь создавать ситуации в которых ребенок может проявить настойчивость, защищая свое мнение.
  8. Поручайте ребенку выполнить определенные задачи, которые под силу в его возрасте.
  9. Не спешите к нему на помощь, если знаете, что с этой проблемой он может справиться самостоятельно. Подождите и если решение не придет к ребенку, помогите советом.
  10. Любите себя и свои увлечения, найдите время для себя, в которое ваш ребенок должен занять себя сам. Жизнь родителей не должна останавливаться с появлением в семье ребенка.
  11. Запомните, если родитель считает, что он знает все желания своего чада, сам ребенок ещё долгое время не научится понимать свои потребности, и тем более просить о помощи.
  12. Не спешите делать все самостоятельно, оставьте ребенку пространство для развития. И вы приятно удивитесь узнав, что ребенок может вполне самостоятельно позавтракать, сделать уроки, собрать портфель, включить мультики, помочь по хозяйству и даже сделать вам чай.

Гиперопека может привести к тому, что ребенок вырастет, но так и не повзрослеет.

Основной причиной стремления ребенка к самостоятельности — это не желание родителей ее воспитать, а внутренняя мотивация. Главное — заметить стремление вовремя и подтолкнуть малыша к правильным решениям. В этот период важно не перебить желание ребенка своим стремлением помочь. Поощряйте его стремления, хвалите за достижения и имейте терпение и мудрость прощать маленькие ошибки. И запомните: несамостоятельность вашего ребенка — это последствие вашей гиперопеки.

О том, как воспитать самостоятельного ребенка рассказывает Наталия Холоденко:

Заключается в балансе. Вы должны быть терпеливы, но не слишком снисходительны, если хотите, чтобы он был самостоятельным.

Проблема некоторых родителей заключается в том, что они пытаются контролировать своих детей на каждом этапе пути. Так не рекомендуется делать, потому что вы не даете ребенку научиться делать выбор. Если все, в конечном счете, зависит от вас, ребенок может возмущаться и бунтовать.

1. Создайте распорядок дня

Детям необходим хороший баланс между четким распорядком и свободой, который будет способствовать развитию у них самостоятельности. Чем больше вы позволяете ребенку думать за себя, тем более самостоятельным, он станет.

  • Попросите ребенка складывать в стирку свою одежду и дайте ему возможность самостоятельно одеваться утром.
  • Пусть сам выбирает себе перекус и убирает тарелку после еды.
  • Переложите столовые приборы и одежду ребенка на более низких уровнях, чтобы он мог сам их доставать, когда это нужно.

2. Научите самостоятельно решать проблемы

Если у вашего ребенка возникла какая-то проблема, вместо того, чтобы тут же бросаться спасать его, дайте ему возможность решить ее самостоятельно.

  • Соперничество с братом или сестрой - это распространенная проблема в таком возрасте.
  • - один из самых эффективных способов развития навыков самостоятельного решения проблем.

3. Ошибка - это не конец света

Нет ничего плохого в ошибках! Возможно, вам может быть сложно позволить ребенку совершать ошибки. Однако именно они позволяют ему чему-то научиться.

  • Например, он может забыть сделать домашнее задание и столкнуться с последствиями в школе.
  • Ошибки - это часть процесса обучения, ошибившись однажды, в следующий раз ребенок вспомнит и завершит свою задачу.
  • Не ругайте, если он пролил молоко, когда наливал его в стакан. Просто подскажите, как вытереть его и напомните, что нужно быть осторожным.

4. Будьте чуткими

Ребенок должен знать, насколько вы беспокоитесь о нем, однако вы хотите, чтобы он решал свои проблемы самостоятельно.

  • Пусть знает, что вы всегда рядом, что бы ни случилось.
  • Аккуратно объясните ребенку, что вы хотите, чтобы он разрешал конфликты самостоятельно, а не постоянно искал помощи.
  • Хотя вы должны поощрять его быть самостоятельным, следите за тем, чтобы он не причинил себе ущерба!

5. Научите ребенка быть настойчивым

Позвольте ребенку иметь собственное мнение. Вот то, что вы можете сделать:

  • Если вы заказываете еду в ресторане, дайте ему возможность самостоятельно заказать еду для себя.
  • Если вы наряжаетесь, позвольте ему самому выбрать себе одежду.
  • Спросите его, что он хотел бы на полдник.
  • Когда он предпочитает сесть за уроки.

6. Предлагайте разумный выбор

Чтобы помочь вашему ребенку думать самостоятельно, предлагайте ему разумный выбор.

  • К примеру, позвольте ему выбрать между пиццей и пастой.
  • Пусть решает, займется ли он вначале садоводством или домашним заданием.
  • Установите ограничения. Он должен быть хорошо осведомлен о его границах и знать, что именно от него ожидают.

7. Давайте совет, но не вмешивайтесь

Если ребенок пытается решить проблему, не спешите ему на выручку. Вот что вы можете сделать вместо этого:

  • Дайте совет, а не решение.
  • Позвольте вашему ребенку подумать над тем, как найти выход из этой проблемы.
  • Вы можете быть приятно удивлены, увидев, как он нашел решение.

8. Пусть у него будут свои обязанности

Если вы упаковываете чемоданы перед поездкой, позвольте ребенку самому собрать свои вещи. Вы всегда можете научить его, как это сделать, первые несколько раз.

  • Включите его в процессе планирования поездки, чтобы ребенок понимал все о приключении и самостоятельности.
  • Попросите его самостоятельно нести свой багаж (или везти в тележке) в аэропорту и доставить его домой после поездки.

Весь процесс становления самостоятельным может быть медленным, но важно, что вы будете направлять ребенка в каждом его движении.

По материалам momjunction.com