Open
Close

Достижения в 6 месяцев ребенка. Развитие ребенка на шестом месяце жизни

Еще недавно ваш малыш был крохотным и беспомощным человечком, но время пролетело быстро и сегодня вы отмечаете его первый юбилей – полгода со дня рождения. Кроха уже достиг определенных успехов и продолжает непрерывно совершенствовать свои навыки. Так какой он, шестимесячный ребенок?

Физиологическое развитие ребенка в 6 месяцев – вес и рост малыша в полгода

За шестой месяц дети в среднем прибавляют 600-700 грамм веса и подрастают на 2-2,5 см.

Средние физиологические показатели полугодовалого малыша:

Шестимесячный малыш уже многому научился благодаря непрерывному развитию и совершенствованию его физиологических параметров.

У малыша в полгода режутся зубки

Для многих родителей период прорезывания первых зубов становится достаточно тяжелым временем. Малыш ощущает физический дискомфорт. Он капризничает, плохо спит, у него может подниматься высокая температура и нарушаться стул.

Основные симптомы, сопровождающие прорезывание зубов:

  • Повышается слюноотделение.
  • Набухают и краснеют десны.
  • Снижается аппетит, ухудшается сон.
  • Увеличивается потребность держать во рту разные предметы.
  • Повышается температура.
  • Появляется кашель и насморк.
  • Может появиться понос или запор.

У многих деток зубы могут вылезать попарно, что является для малыша еще более тяжелым испытанием.

Родители должны быть особенно внимательны к малышу, чаще брать его на руки, ласково напевать и разговаривать с крохой и отвлекать его с совместными играми.

Для облегчения симптомов, посоветовавшись с врачом, можно применять медикаментозные средства.

Слух и зрение у полугодовалого ребенка

Малыш хорошо слышит, если источник звука находится на расстоянии не более 6-6,5 метров от него. Он уже откликается на свое имя, различает голосовые интонации тех, кто с ним разговаривает. Малыш с большой радостью откликается на мамин голос. Ребенок чутко прислушивается к звукам, поворачивает голову к его источнику. Он различает шум шагов, звук открывающейся , журчание воды. Кроме того, он способен услышать шепот, легкое шуршание и другие тихие звуки.

В 6 месяцев развитие зрительных центров головного мозга полугодовалого малыша достигло значительного прогресса.

Ребенок видит предметы четче, чем раньше, следит за двигающимися предметами более быстрым и точным взглядом. Он уже хорошо различает все цвета, острота зрения улучшается. Более точная координация между глазами и руками позволяет быстро находить предмет, хватать его и тащить в ротик.

Достижения Вашего малыша в 6 месяцев

Двигательные навыки

К полугоду движения ребенка становятся более уверенными и целенаправленными.

В этом возрасте кроха:

  • Свободно переворачивается со спины на живот или на бочок и обратно
  • Отрывает тело от кровати или пола с помощи вытянутых ручек, которые ладошками опираются о поверхность
  • Делает попытки ползти , что в 6 месяцев у многих малышей достаточно хорошо получается
  • Достаточно долго , имея за спинкой точку опоры
  • Перекладывает игрушки и другие вещи из руки в руку
  • Тянется вытянутой ручкой за далеко расположенным предметом
  • Одновременно пользуется обеими руками , держа в каждой по игрушке
  • Некоторые малыши приподнимаются и пытаются встать на ножки, держась за опору.
Речь малыша Когда малыша ничего не беспокоит, он, как и раньше, подолгу гулит, а в его лепете отчетливо проскакивают согласные звуки («а-ма, ба-бя и т. п.».) В 6 месяцев активно формируются и развиваются речевые реакции ребенка . То есть, он уверенно связывает предмет с его озвученным названием.

Слушая речь взрослых, ребенок старается подражать им не только звучанием, но и интонацией. Кроху забавляют новые звуки, теперь он с удовольствием болтает, даже когда находится в комнате один . Ребенок в 6 месяцев овладевает артикуляцией языка, а звуки становятся более разнообразными.

Мелкая моторика Пальчики крохи становятся еще подвижней, он уверенно берет и удерживает в руках не только удобные для захвата игрушки, но и мелкие предметы. Малыш лучше координирует движения, пытаясь достать или поднять маленькие игрушки .
Использование жестов Малыш научился выражать свои желания с помощью жестов. Он настойчиво тянет руки, когда хочет чтобы его забрали из кроватки, указывает на предметы, которые непременно хочет заполучить. Теперь он старается копировать действия взрослых, внимательно наблюдая за ними . К примеру, если вы похлопаете в ладоши, малыш тоже начнет играть в ладушки.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

Любознательность и стремление к познанию окружающего мира у полугодовалого ребенка не знает границ. Малышу интересно все, что его окружает – предметы, звуки, люди, события и явления. Малыш взрослеет прямо на глазах. Он уже показывает свой характер, становится более целеустремленным, проявляет настойчивость и упорство в достижениях желаемой цели.

Полугодовалый ребенок уже понимает, каким образом можно манипулировать близкими людьми, чтобы добиться желаемой цели. Это связано с осознанием того, что именно окружающие его люди являются причиной тех или иных действий.

С неодушевленными игрушками он проявляет гораздо меньшую эмоциональность, чем с людьми. В 6 месяцев ребенок способен самостоятельно занимать себя от получаса до 40-45 минут. У него уже имеются любимые игрушки и развлечения.

У ребенка совершенствуется понимание причинно-следственных связей . Пока что это освоение простых взаимосвязей – если выпустить игрушку из рук, то она упадет, если потрясти погремушку – раздастся характерный звук, если нажать на кнопочку музыкальной игрушки – зазвучит музыка, а если он захнычет, к нему подойдет мама.

В 6 месяцев ребенок не только изучает новые предметы, но и старается найти им «достойное» применение, показывая деловой подход к знакомым и незнакомым вещам.

У малыша расширяется пассивный словарный запас, он кроме своего имени понимает названия многих предметов, игрушек и действий.

Игры для ребенка шести месяцев, способствующие развитию

Занятия с детьми способствуют:

  • Расширению звуковых и зрительных образов.
  • Гармоничному развитию , как эмоциональному, так и физическому.
  • Увеличению пассивного запаса слов и получению новых знаний и навыков.
Игры Порядок действий Польза от занятия
Ладушки Берем ладошки ребенка и начинаем хлопать ими в такт известному стишку «ладушки-ладушки». При этом хлопок делаем в момент произношения первого слога в словах. Произнося фразу «полетели, полетели, на головку сели» помашите ладошками малыша и опустите их ему на голову.
  1. Развивается чувство ритма.
  2. Тренируется память.
  3. Улучшается координация движений.
  4. Укрепляется эмоциональная связь с мамой.
Звучащие

чашки

Ставим в ряд несколько чашек разного объема. Берем первую из них, подносим ближе ко рту и говорим какое-либо слово, например, имя ребенка. Повторяем действие со всеми чашками. Малыш обратит внимание, что одно и то же слово может звучать по-разному, хотя и не сможет сказать об этом . Но если вы повторите свои действия, произнося всего один слог, а потом поднесете чашки к ротику малыша, он попытается повторить слог, внимательно прислушиваясь к происходящему. Малыш знакомится со свойствами предметов и развивает слух.
Поищи игрушку Играть можно как в кроватке, так и на полу. Рядом с малышом кладем несколько игрушек и каждую накрываем кусочком ткани. Затем просим кроху поискать то, что вы спрятали. Малыш начнет стаскивать лоскутки с игрушек, проявляя огромную радость при их обнаружении . После этого отвлекаем ребенка и перепрятываем предметы так, чтобы он не заметил. Просим малыша вновь заняться поисками. При игре тренируется память, развивается наблюдательность и увеличивается подвижность ребенка.
Музыкальные бутылочки Возьмем несколько бутылочек из пластика (лучше 7 – по количеству нот) и нальем в них разное количество воды. Постучим по ним ложкой, вместе с малышом послушаем, какие звуки они издают . Пусть малыш постучит по бутылочкам самостоятельно. Он охотно будет извлекать звуки, и прислушиваться к ним. Развивается музыкальный слух ребенка.

Чтобы малыш не потерял интереса к развивающим играм, заниматься с крохой одним и тем же делом нужно не более 5-10 минут.

Физические упражнения с малышом в 6 месяцев

В дополнение к упражнениям, которые вы делали с малышом в 5 месяцев, можно добавить несколько новых.

Они должны способствовать укреплению сердечно — сосудистой системы ребенка, улучшать кровообращение, стимулировать укрепление опорно-двигательного аппарата и развивать координацию движений.

  • Сидение по-турецки . Малыша усаживают на ровную поверхность или на колени к маме. Поддерживая спинку, сгибают ножки в коленях так, чтобы стопы ребенка соприкасались. Можно слегка потереть подошвы друг о друга. После того как малыш освоится с такой позой, уменьшайте поддержку спины, чтобы малыш учился держать равновесие. Упражнение укрепляет мышцы туловища и позвоночник.
  • Низкие приседания . Малыша берут подмышки спиной к себе и ставят на ножки. Обеими руками сгибают ноги ребенка в коленях, чтобы он присел на корточки. Кроха попытается встать, после чего вновь усадите его. Следите, чтобы стопы малыша стояли ровно, не подворачиваясь внутрь или наружу. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет ножки и способствует освоению вертикальной позы.
  • Подъем ног . Положив ребенка на спину, ладонями обхватываем его колени, попутно выпрямляя ножки. Сначала по очереди, а потом одновременно, поднимаем ноги малыша вертикально вверх. Повторить плавными, медленными движениями 8-10 раз. Упражнение укрепляет тазобедренные мышцы и нормализует тонус ног.

Режим и питание ребенка в 6 месяцев

Режим дня полугодовалого ребенка мало чем отличается от распорядка в 5 месяцев. Единственное изменение – небольшое увеличение времени бодрствования и уменьшение сна.

Если в 4-5 месяцев детям вводился выборочно, то к 6 месяцам расширение рациона является обязательным для всех малышей.

Чтобы малыш рос здоровым и интеллектуально развитым человечком, уделяйте ему как можно больше времени. Читайте книжки, рассказывайте стихи, пойте песенки.

Рассказывайте малышу обо всем, что вызывает у него интерес. Только любовь и забота близких поможет крохе вырасти гармонично развитой личностью.

Независимо от пола крохи (мальчик или девочка), для его полноценного развития родителям необходимо знать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Он начинает активно переворачиваться, пытается ползать, выражать эмоциональное неудовлетворение. Передвижение на четвереньках помогает малышу проявлять активный образ жизни, исследуя внешний мир. Отдельное внимание следует уделять детскому питанию. Благодаря полезному меню младенцы получают необходимые микроэлементы.

Как выглядит ребенок в 6 месяцев

По весу шестимесячный грудничок должен соответствовать индивидуальным параметрам своего возраста. Отклонение от нормы зависит от интенсивности кормления, наследственности, заболеваний. Как видно из таблицы ниже, мальчики быстрее набирают вес:

Организм малыша готов переваривать не только молочное и жидкое меню. Постепенное приучение к взрослой пище должно сопровождаться правильным питанием из полезных продуктов. Вводят прикорм, начиная с овощного пюре, разбавляя его грудным молоком. Педиатры рекомендуют родителям с осторожностью вводить каши. Крохи остро реагируют на глютен, содержащийся в пшеничной крупе. Важно следить за проявлением аллергической реакции на новые продукты питания.

Развитие ребенка в 6 месяцев

В зависимости от пола, развитие малыша в 6 месяцев имеет отличия. Девочек категорически запрещается садить до полугода. Крохи еще не умеют разговаривать, но пытаются произносить слоги, которые сопровождаются эмоциями. Понять шестимесячных малышей можно по реакциям: они резво смеются и прихотливо рыдают, пытаясь привлечь к себе внимание. Большинство детей рано просыпаются и ведут активный образ жизни. Один из двадцати малышей в полгода активно ползает.

Что должен уметь ребенок

Индивидуальные физиологические особенности влияют на то, что умеет ребенок в 6 месяцев. Большинство карапузов начинают ползать. Они уверенно удерживают предметы руками. Развитие зрительных и слуховых анализаторов способствует активному изучению внешнего мира. Пытаясь получить информацию об интересующих предметах, шестимесячный младенец засовывает их в рот, покусывает или лижет.

Навыки

Наблюдая за новыми достижениями в поведении своего первенца, родители задаются вопросом, что должен делать ребенок в 6 месяцев. Каждый младенец уникален. Нельзя судить о его физиологической отсталости, если он неохотно переворачивается на живот. Прежде чем анализировать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, следует принимать во внимание его рост, вес, особенности эмоционального состояния.

Педиатры выделяют навыки, которыми владеют 85% малышей. Лежа на животе, они приподнимают грудную клетку, начиная раскачивание всего тела. Большинство активных карапузов берутся осваивать ползание. Они способны самостоятельно садиться и умеют переворачиваться. Развитая моторика рук помогает им уверенно брать игрушки при попытке тщательно исследовать каждый предмет.

Физиологическое развитие

Что же должен уметь ребенок в 6 месяцев, определяется его физиологией. Отсутствие мышечного гипертонуса ножек и ручек позволяет малышу крепко держаться пальчиками за руки родителей, поднимаясь в положение сидя. Хорошо развитые мышцы спины помогают младенцу вставать, придерживаясь за край кроватк и. По статистике, мальчики начинают ходить позже .

Принимая во внимание тот факт, что девочек нельзя садить до шести месяцев, по достижению полгода они прекрасно умеют упираться и отталкиваться ножками от коленок мамы или папы. Кроха учится ползать по-пластунски, пытаясь приблизиться к понравившемуся предмету. Он резво переворачивается на бок и живот, раскачивает свое тело на четвереньках, преодолевает преграды.

Психоэмоциональное развитие

Чтобы определить психическое развитие, участковый врач обращает отдельное внимание на то, что умеет малыш в 6 месяцев. Кроха усовершенствует лепет, произнося до 40 разных звуков. В его речи наблюдается слияние гласных и согласных, поэтому ребенку удается имитировать услышанные фразы. Он реагирует на крик, гнев или похвалу. Крайне важно соблюдать спокойный тон при общении.

В 6 месяцев новорожденный способен проявлять нежность, ласку или боязнь. Интеллектуальное развитие мышления ребенка построено на формировании причинно-следственной связи. Кроха понимает, какую кнопку в игрушке необходимо нажать, чтобы раздался звук, или как привлечь внимание мамы криком. Особое внимание отведено не только навыкам, но и режиму сна. В распорядке дня шестимесячного карапуза должно присутствовать 2-3 сна.


Как определить проблемы в развитии ребенка

Чтобы определить задержку в развитии психических функций, родителям нужно тщательно следить за его психоэмоциональным поведением. Органическое поражение мозга как результат какого-либо заболевания диагностируется исключительно врачами. Убедиться в нормальном развитии чада вы можете при помощи специальных тестов:

  • На расстоянии 20-30 см от ребенка держите игрушку. Он должен уметь концентрировать свое внимание на предмете, периодически переводя взгляд на окружающую обстановку.
  • Если попытаться отнять у ребенка игрушку, он будет сопротивляться, выражать недовольство.
  • Умение младенца менять мимику является результатом передразнивания.
  • Ребенок умеет перекладывать предметы с одной руки в другую.

Как развивать ребенка в 6-7 месяцев

Для усовершенствования двигательных навыков важно правильно подбирать игрушки. Предпочтительно покупать деревянные брусочки и кольца, которые обеспечат необходимую мышечную нагрузку. Среди интересных игрушек психологи выделяют мягкие предметы, издающие звуки, прыгуны, каталки. Забавы с «пропадающими» игрушками отлично подходят для развития навыков общения. Спрятанная пирамидка поддерживает интерес к ней и ее названию. Систематическое чтение стихов помогает развивать интонацию речи малыша.

Упражнения

Игрушки с отверстиями разных форм, куда необходимо проталкивать соответствующие фигурки, отлично развивают мелкую моторику. Возьмите на вооружение такие упражнения:

  • Самостоятельно пошейте мишку, сову или зайку из яркого фетра. Важно декорировать его разными цветами, деревянными пуговицами, липучками, замком. В процессе игры показывайте крохе, как надевать петельку на пуговицу, закрывать замочек, соединять липучки.
  • Чтобы помочь ребенку научиться ползать, определять и понимать свое положение в пространстве, необходимо разложить игрушки на расстоянии 50 см от него. Пытаясь дотянуться до понравившегося предмета, кроха будет передвигаться, постепенно усваивая технику ползания.
  • Над кроваткой малыша развесьте фото мамы, папы, бабушек, дедушек, яркие картинки с цифрами, буквами, фруктами, животными.
  • Чтобы развивать речь ребенка и тренировать память, ежедневно показывайте ему фотографии и картинки, объясняя изображение одним словом.

Игры

Интересным занятием для ребенка станет исследование коробки с сюрпризами:

  • Неглубокую емкость заполните макаронами, деревянными брусками с отверстиями, обернутыми фольгой.
  • Предложите малышу поискать сюрприз, развернуть его, сформировать из брусьев пирамидку.
  • Для развития координации разложите на пути ребенка подушки. Чтобы добраться до цели, малышу потребуется преодолеть препятствия.

Уход за 6 месячным ребенком

Уход за малышом в полгода сопровождается гигиеническими процедурами – купанием, чисткой ушей, обрезанием ногтей, обработкой кожи. Избежать появления опрелостей поможет регулярное подмывание при смене подгузника. В полгода у малыша появляются зубы. Педиатры рекомендуют применять обезболивающие гели и давать 2-3 чайные ложки воды после каждого кормления, чтобы облегчить этот процесс. После купания необходимо проделывать специальный массаж.

Видео

К первому своему «юбилею» ребенок достигает невероятных успехов. Сравнивая фото и видео новорожденного крохи с тем человечком, что сейчас гулит у себя в кроватке, вы найдете колоссальную разницу.

Если начать подводить итоги прошедшего периода, вы поразитесь, насколько ваш малыш подрос и прибавил в весе за полгода, сколькими навыками и умениями он овладел. Но останавливаться на достигнутом младенец не собирается, и вашей задачей будет продолжать помогать его развитию, ведь впереди еще много целей: ребенок должен научиться ползать, говорить и ходить.

Чтобы помочь малышу приобрести новые навыки, вам нужно иметь представление о том, что должен уметь младенец, так вы сможете сориентироваться, как развивать ребенка в 6 месяцев. Направить вас может календарь развития детей, в котором расписано, какие достижения должны быть у малышей в полгода.

Физическое развитие детей на шестом месяце жизни продолжает идти быстрыми темпами. Грудничок прикладывает много сил, для того, чтобы освоить новые умения и довести уже приобретенные до нормального уровня. Календарь развития детей указывает лишь приблизительные сроки, когда и чему младенец должен обучиться и что должно измениться в его жизни. Если соседская девочка уже умеет ползать, а ваш мальчик только научился переворачиваться, не стоит переживать, что он отстает в развитии. Даже если к концу шестого месяца ребенок не освоит необходимых навыков, врачи дают еще две недели для их наработки.

  • на шестом месяце жизни все дети должны начинать ползать; не отрывая живота от поверхности, они двигаются вперед, назад и по кругу;
  • уровень координации движений рук позволяет шестимесячному ребенку использовать одновременно две конечности для хватания, бросания и хлопания, малыш может переворачиваться, удерживая в руках игрушку; также младенец к концу шестого месяца должен уметь, глядя на предметы, брать их правой и левой рукой.
  • развивается мелкая моторика, младенец в шесть месяцев может открывать коробочки, умеет переворачивать плотные страницы детских книг, вставлять стаканчики друг в друга;
  • ребенок в шесть месяцев должен уметь садиться самостоятельно или при поддержке;
  • приподнимаясь в положении лежа на животе, младенец должен уметь делать это без участия предплечий;
  • в шесть месяцев ребенок должен уметь держать головку в вертикальном и сидячем положении;
  • изменение положения тела в пространстве запускает стимуляцию вестибулярного аппарата, поэтому ребенок постоянно просится ко взрослым на руки, ему нравится, когда его покачивают, поднимают к потолку или кружат.

Уход

Шестимесячные дети, как правило, уже имеют во рту первые зубки. Сроки их прорезывания зависят от наследственных факторов, у некоторых малышей они появляются до полугода, у других только к 7-8 месяцам. Очередность роста зубов также может отличаться от стандартов. Родителям не стоит волноваться, если время появления резцов затянулось или они вырастают в несколько неправильном порядке.

Рост зубов у шестимесячных детей сопряжен с обильным слюноотделением, болями, зудом и повышением температуры . Поэтому вам нужно иметь в аптечке запас определенных медикаментов, чтобы своевременно осуществлять уход за болезненными деснами малыша и сбивать ему температуру. Помимо жаропонижающих средств и болеутоляющих гелей, подходящих по возрасту, полезным будет приобрести для малыша несколько прорезывателей.

Продолжайте ежедневно купать малыша в ванной, занимайтесь с ним гимнастикой для укрепления мышц.

Поскольку малышу в шесть месяцев может быть неинтересно сидение в манеже, вы должны организовать для него максимально комфортную и безопасную «половую» жизнь. Постелите на пол толстое одеяло и позвольте ребенку играть на нем. Младенец будет играть и упражняться в ползании, при этом не будет риска, что он откуда-то упадет. Вам нужно будет производить ежедневный уход за поверхностями, по которым ползает малыш.

Эмоции и особенности поведения

Проявление эмоций у малыша все еще остается ярким, все переживания отражаются у него на лице. Поскольку младенец уже начинает осваивать игрушки, предусматривающие точность движений, иногда он может начинать плакать из-за неудач. Капризы могут также возникать, если ребенок не получает то, чего он требует или его заставляют терпеть то, что ему не нравится.

Ребенок на шестом месяце жизни продолжает активное общение с близкими. У него уже сформирован свой собственный «словарный запас» — набор определенных звуков, произнесенных с разной интонацией, помогает малышу сообщать о том, что ему что-то не по нраву, или же он рад приходу папы с работы или появлению новой игрушки. Этот «детский язык» далек от взрослого, но внимательные родители разбираются даже в этих звукосочетаниях и понимают, чего именно хочет младенец.

В шесть месяцев младенцы уже знают свое имя и реагируют, когда к ним обращаются, комфортно чувствуют себя с привычными людьми, а при появлении незнакомцев настораживаются и могут даже заплакать . Не переживайте, это совершенно нормальная реакция детей в полгода на чужих взрослых.

Дети не только испытывают собственные эмоции, но и успешно копируют выражения наших лиц. Если вы попробуете «покривляться» с малышом – он будет повторять за вами сердитую, радостную, грустную мимику. В полгода ребенок хорошо умеет чувствовать наше настроение и может копировать его, поэтому сохраняйте дома благожелательную и спокойную атмосферу, чтобы и он всегда был в хорошем расположении духа. Для малыша важно не только физическое, но и эмоционально-психологическое развитие, поэтому нахождение в напряженной обстановке негативно скажется на его личности.

Рост и вес

По окончании шестого месяца жизни младенец должен прибавить около 600 грамм веса и вырасти на 2,5 — 3 сантиметра. Изменяются пропорции тела ребенка, постепенно приближаясь по соотношению частей тела к взрослой модели.

Речь

Речевые навыки младенца на шестом месяце жизни продолжают совершенствоваться. В его артикуляционный арсенал прибавляются новые звуки, он по-разному их сочетает между собой, многократно повторяет, пропевает и проговаривает с разными интонациями.

Продолжайте постоянно разговаривать с младенцем, и читайте сказки с разными интонациями. Детям может понравится играть в диалоги. Конечно, их речь далека от совершенства, но разговоры по очереди со взрослыми доставляют им видимое удовольствие. Рассказывая малышу о чем-то, делайте паузы для его реплик, и он обязательно что-нибудь «прогулит» .

Кормление

У детей на грудном вскармливании меняется режим питания. Как правило, они начинают реже просыпаться ночью и больше всего кушают за 2-3 часа до полного утреннего пробуждения. Из-за этого в первую половину дня они кушают неохотно. Следуя рекомендациям педиатра, вы будете продолжать введение прикорма в рацион младенца согласно графику. Детский врач учтет особенности развития вашего малыша и его физическое состояние, и сам скажет вам, когда и какие продукты может попробовать малыш.

Сон

Из-за того, что у детей на шестом месяце жизни возрастает двигательная активность в течение дня, их ночной сон становится длинней и крепче. Некоторые дети могут проспать до утра, не пробуждаясь. Дневной отдых проходит в два этапа, длящихся от часа до двух. Средняя продолжительность сна полугодовалого малыша короче на целых 4 часа, чем сон новорожденного. Освободившееся от отдыха в кроватке время младенец тратит на активное физическое развитие и исследование мира.

Игры и игрушки

В возрасте шести месяцев пальцы и руки малыша очень активно двигаются, устанавливается нормальная координация, поэтому и характер игрушек, которые подходят ребенку, заметно меняется. Младенец теперь может играть с емкостями разных размеров и цветов, вкладывая их друг в друга.

Исследовательский интерес малыша можно удовлетворить, купив ему развивающие изделия с разными деталями: шуршащими и звенящими . Также вы можете сшить небольшие мешочки, наполнить их разными крупами и крепко завязать или прошить. Трогая и ощупывая сквозь ткань их содержимое, малыш будет развивать мелкую моторику и обогащать свой тактильный опыт.

Дети продолжают «открывать» свое тело, мальчик может увлечься игрой со своим детородным органом.

Не паникуйте, это вполне нормальное поведение. Не нужно одергивать малыша, потому что в таком случае он может закапризничать, попробуйте отвлечь его какой-нибудь яркой игрушкой и занять ею его руки.

Младенца в шесть месяцев могут заинтересовать музыкальные игрушки, детям нравится процесс нажимания на крупные кнопки, после которого начинают проигрываться мелодии или звуки. Развитие координации рук позволяет малышам уметь просовывать некрупные детали в отверстия и следить за их падением. Вам нужно быть рядом с младенцем, учить и направлять его .

Стремясь быть похожим на вас, ребенок будет увлеченно переворачивать плотные страницы детской книги, и, возможно, даже попробует лепетать, делая вид, что читает ее. Если вы часто показывали ему картинки в книгах и рассказывали, кто на них изображен, грудничок может к концу этого периода на ваши вопросы (Где дедка? Где репка?) дотрагиваться пальчиком до соответствующего изображенного героя.

Игры со взрослыми на шестом месяце жизни будут связаны с развитием вестибулярного аппарата для подготовки к активному ползанию и хождению. Детей приводит в восторг, когда их качают на одеяле, как на гамаке, также им по нраву роль «самолетика».

Развитие вестибулярной системы к концу шестого месяца очень важно, поскольку совсем скоро малыш начнет самостоятельно ползать. Чтобы ребенок не падал на бок после быстрых перемещений, он должен уметь выдерживать такие пространственные перегрузки. С новорожденного периода до полугода младенец лежал, а если и менял свое положение, то надежно удерживался родительскими руками. Теперь же он начинает перемещаться самостоятельно, и для этого нужно тренировать вестибулярный аппарат.

С каждым месяцем жизни новорожденный ребенок приобретает все новые знания и умения. Молодые родители с удовольствием наблюдают за малышом и отмечают все освоенные им навыки.

В 6 месяцев в жизни крохи наступает особая дата – полугодие с момента его появления на свет. К этому времени как мальчики, так и девочки становятся очень активными и постигают новые знания просто с невероятной скоростью. В данной статье мы расскажем вам об особенностях развития ребенка-девочки в 6 месяцев и о том, на что следует обязательно обратить внимание в этом возрасте.

Физическое развитие ребенка-девочки в 6 месяцев

В большинстве случаев девочки развиваются немного быстрее, чем мальчики. К моменту исполнения шестимесячного возраста будущая модница, как правило, уже умеет с легкостью переворачиваться в обе стороны – со спины на живот и с живота на спину. Этот навык является очень важным для каждого малыша, ведь с его помощью кроха может изменять положение своего тела в пространстве и становится намного более самостоятельным.

Пройдет совсем немного времени, и малышка, движимая природным любопытством и интересом к окружающим предметам, начнет подтягивать свое тело на руках, а еще позже – В некоторых случаях уровень развития ребенка-девочки в 6-7 месяцев уже позволяет ей перемещаться в горизонтальной плоскости, поэтому оставлять кроху в одиночестве теперь нельзя ни на минуту.

Кроме того, многие шестимесячные малышки уже осваивают навык самостоятельного сидения. Если же для вашей дочери это умение еще недоступно, вы можете ей в этом помочь, но только после предварительной консультации с врачом-педиатром. Костно-мышечная система и позвоночник младенцев не во всех случаях окончательно формируется к 6 месяцам, поэтому, прежде чем сажать малышку, необходимо оценить уровень ее подготовки с медицинской точки зрения.

Психологическое развитие ребенка в 6 месяцев

У большинства шестимесячных девочек во время игры присутствует активный лепет, то есть в речи у них появляются отрывочные слоги, состоящие из гласных и согласных звуков. Малышка становится очень эмоциональной, она пытается полностью завладеть вниманием мамы и общается с ней всеми доступными способами.

Вместе с тем, в присутствии незнакомых взрослых многие детки начинают стесняться – увидев нового человека, шестимесячный карапуз замирает, внимательно изучает его лицо и только после этого идет на контакт.

Для правильного и полноценного развития ребенка в 6 месяцев очень важны различные Обязательно делайте своей дочке ежедневный «мамин» массаж и легкие гимнастические упражнения, которые вам посоветует врач для укрепления позвоночника и костно-мышечной системы малышки, а также не забывайте о важности пальчиковых игр, которые являются замечательным тренажером для развития мелкой моторики рук и активной речи ребенка.

К шестому месяцу - еще одному знаменательному рубежу в жизни ребенка - масса его тела увеличивается вдвое по сравнению с первоначальной, а вырастает он в общей сложности на 14-17 сантиметров. Если хотите проверить гармоничность его сложения, измерьте ширину плеч - в идеале она должна составлять 1/4 Длины тела.

Расширяется круг внимания ребенка, растут те его потребности, которые можно, пожалуй, назвать духовными.

Малыш явно больше нуждается в общении со взрослыми и всячески добивается, чтобы к нему почаще подходили. Одно средство ему известно давно: заплачешь - возьмут на руки. Но теперь иные дети ухитряются еще и вполне осознанно мочиться маленькими порциями, потому что усвоили: как только случается эта неприятность, тут же подходит мама.

Если у вас создалось впечатление, что малыш ведет себя именно так, вы, разумеется, не станете на него сердиться, а придете в восторг от его изобретательности и порадуетесь тому, что так много для него значите. Портал о здоровье www.сайт

Даже простые ваши действия при переодевании, умывании, купании обогащают малыша новыми ощущениями и впечатлениями. И совсем уж хорошо, если вы умеете во все это вносить элементы игры - то пощекочете ладошку, согнете-разогнете пальчики («сорока-ворона»), то невзначай позвените колокольчиком, то, поставив малыша себе на колени, поможете «попрыгать».

Ребенок начинает на удивление тонко воспринимать настроение в семье, эмоциональное состояние окружающих. В ситуациях, когда мама и папа, находясь поблизости, весело разговаривают друг с другом, делают какие-то танцевальные движения под музыку, он тоже начинает улыбаться, смеется, размахивает руками. Когда же рядом звучат сердитые голоса, когда мама раздражена и неласкова, он начинает хмуриться, морщиться, может и заплакать.

Если раньше он чаще огорчался из-за каких-то неудобств, то теперь его способны доводить до слез вещи иного порядка. Например, привык видеть на определенном месте будильник или другой очень нравящийся ему предмет, а недогадливая мама куда-то его переставила, так что ищешь-ищешь взглядом и никак не найдешь - вот обида-то!

На шестом месяце совершенствуется и все большее значение приобретает слух. Плачущий ребенок обычно успокаивается и начинает прислушиваться, если неожиданно рядом зазвучит музыка или вдруг запоет мама.

Внимательнее прежнего прислушивается малыш и к обращенной к нему речи, точно хочет ее понять. Продолжаются его собственные «а-а-а-а», «иль-ля-ля», а к концу месяца он начинает произносить губные согласные и первые слоги -- «ба-ба-ба», «па-па-па». Это уже новый этап развития предречевых реакций - лепет, тренирующий движения губ, языка, умение сочетать звуки с дыханием. Лепечут дети примерно одного и того же возраста во всем мире, и их лепет можно было бы назвать общим младенческим языком, если бы не один эксперимент парижских лингвистов. Они записали на магнитофон лепет детей из французских и китайских семей. При прослушивании этих записей французы в 75 % случаев правильно определили французских, а китайцы - китайских детей. Выходит, что в этом лепете уже есть какие-то признаки родного языка.

Говорите с ребенком побольше! Устраивайте с ним переклички, ког,г;д он, допустим, лежит в манеже, а вы заняты чем-нибудь в другом конце комнаты, используйте народные детские потешки, удобные для звукоподражания.

К примеру:

Наши уточки с утра - кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда - га-га-ra, га-га-га!

Наши курочки в окно - ко-ко-ко!

Ребенок уже умеет достаточно долго развлекаться сам. Это лучше получается в первой половине дня, а к вечеру он становится капризен, требует больше внимания. Последний дневной сон у него самый короткий, иногда малыш и вовсе не засыпает.

Дети, особенно страдающие какими-нибудь неврологическими расстройствами, обладают высокой метеочувствительностью. Они хуже себя чувствуют при изменениях атмосферного давления, погоды, им неможется перед грозой, так что нельзя абсолютно исключить и какое-то воздействие этого времени суток на биоритмы их организма. Но все же более реально другое объяснение: к концу дня ребенок устает, да и в доме становится шумнее - собираются все члены семьи, включают телевизор.

Лучше всего выйти с беспокойным ребенком на воздух - вечерняя прохлада, легкий летний ветер хорошо подействуют на него, и, если он и не подремлет сейчас, то придет в хорошее настроение и лучше уснет ночью.

Ввели ли вы уже прикорм своему малышу? Если ребенок не отстает в развитии от своих сверстников и показатели крови у него в норме, можно начинать прикармливать малыша с шестимесячного возраста, но если что-то не в порядке - лучше начать раньше. Про первый прикорм написано в статье "развитие ребенка в пятый месяц жизни", и если ваш малыш с овощными пюре еще не знаком, почитайте ее.

Каши - второй прикорм

Если ребенок уже привык есть пюре, теперь настала пора второго прикорма - каши. Обычно дети едят ее охотно, это, можно сказать, традиционная детская еда. Начинайте с любой, кроме самых грубых - перловой и пшенной. Если готовите кашу сами, крупу предварительно обязательно измельчить в кофемолке. Или пользуйтесь магазинными детскими кашками.

При склонности к жидкому стулу, лучше дать ребенку для начала рисовую кашу, а при запорах геркулесовую - она оказывает легкое послабляющее действие. Одна из самых полезных каш - гречневая, ее обычно хорошо переносят и дети, страдающие диатезом.

Варят кашу сначала на воде, потом добавляют молоко или смесь (к концу месяца можно будет готовить ее на цельном молоке). Каша должна получиться негустая, без комочков, может быть, ее придется и протереть. На полную порцию, то есть 150 г полагается 3 мл (половина чайной ложки) раствора соли, 5 мл (чайная ложка без верха) сахарного сироп, 5 г сливочного масла. Как и пюре, кашу начинают давать с половины - одной-двух чайных ложек и в течение недели доводят до полного объема.

Теперь рацион ребенка может выглядеть примерно так:

6 часов утра - грудное молоко или смесь (200 г);

10 часов - каша (150 г), фруктовое пюре (40-50 г);

14 часов - овощное пюре (180-200 г) с желтком (У4- 1/2), сок (30-40 г);

18 часов - грудное молоко или смесь (180-200 г), 3-4 чайные ложки творога, растертого с молоком;

20 часов - грудное молоко или смесь (200 г).

Постепенно приучайте ребенка к разным кашам, чередуйте их; можно готовить кашу «ассорти» из разных круп, а еще лучше добавлять в каши протертые фрукты.

Удобны готовые каши из сухих смесей, их много. Выбирайте такие, которые больше подходят для вашего ребенка.

Пропал аппетит

Ребенок всегда хорошо ел, а вдруг сегодня подолгу держит кашу или пюре во рту, не глотая. Отворачивается от ложки, всячески выражает недовольство.

Что случилось? Отказ от еды - первый симптом любого заболевания, и, возможно, через несколько часов все станет ясно. Но причины могут быть и другими. Ребенок плохо ест, когда устал, не выспался, перегрелся. Неустойчив аппетит у детей нервных, эмоциональных - они могут есть то вяло, неохотно, то почти с жадностью.

Если у ребенка нет аппетита много дней подряд, можно думать о каком-нибудь хроническом, внешне мало заметном заболевании, например, об анемии.

Но вот обследование проведено, малыш, к вашей радости, здоров, а ест все равно плохо. В таких случаях бабушки нередко вспоминают, что мама или папа в детстве тоже были плохими едоками. Но если ребенок остается веселым и бодрым, нормально прибавляет в весе (на шестом месяце это примерно 600 граммов), - оставьте тревоги!

Аппетит можно стимулировать. Гуляйте с малышом побольше, но не на открытом солнце. Минут за 10-15 до еды предложите ему немного несладкого фруктового или ягодного сока, подкисленной лимоном воды. И, пожалуйста, не нервничайте, не делайте проблемы из того, что ребенок не допил каких-нибудь 15-20 г смеси или не доел нескольких ложек каши.

Доктор Спок как-то заметил, что самый большой недостаток искусственного вскармливания в том, что мать видит, сколько осталось в бутылочке. Действительно, перенести это спокойно она обычно не может и всячески старается заставить ребенка проглотить то, чего ему уже совсем не хочется.

Как ни странно, но именно с опасения, что он недоедает, нередко начинается перекармливание. Стремясь сделать еду более калорийной, мама натирает в яблочное пюре еще и печеньице, молочную смесь готовит слишком концентрированной, в кашу кладет побольше масла, сахара.

Бойтесь, бойтесь, мамы, перекормить ребенка! Знайте, что уже сейчас решается вопрос, будут ли ваш сын или дочь, став взрослыми, мучиться со своими лишними килограммами... Жировые клетки закладываются в первые месяцы жизни. При избыточном питании их становится больше, они интенсивнее заполняются. Особенно велика такая опасность для ребенка, родители которого склонны к полноте. Он может унаследовать их тип обмена веществ, и тогда каждая лишняя ложка каши - толчок к появлению излишков жировой ткани. И, учтите, аппетит - штука капризная, с ним надо обращаться осторожно. Насильное кормление может вызвать у ребенка отвращение к еде, вплоть до привычной рвоты за столом, а прибегая к разным ухищрениям, развлекая за едой, - приучить его к большим порциям. Один из механизмов чрезмерного аппетита состоит в том, что желудок постепенно растягивается, и для того, чтобы нервные окончания, заложенные в его стенках, просигнализировали мозгу «Хватит!», требуется все больше пищи.

На шестом месяце ежедневно ребенок должен получать количество пищи, равное 1/7 его собственного веса, но по объему не больше литра и по калорийности не выше, чем предполагает его возрастной рацион.

В недавно изданных Всемирной организацией здравоохранения рекомендациях по детскому питанию говорится, что превышение калорийности всего на 15 % уже может иметь неблагоприятные последствия. Рекомендации пишутся для врачей, но что сделают врачи без родителей? Когда приходит час кормления, решающей инстанцией становится мама!

Новые упражнения

Вам очень хочется, чтобы ребенок поскорее стал сидеть - это и должно произойти, вот-вот. Но не форсируйте события, не сажайте малыша в подушки, как это часто делают. Если ребенок не сел сам, значит, он еще к этому не готов, и помочь ему можно, аккуратно занимаясь гимнастикой. Для предстоящей «вертикализации» и ходьбы очень важен навык ползания. К этому и готовят его новые упражнения, которые полезно ввести в уже освоенный комплекс гимнастики.

После массажа ног, например, попробуйте сделать упражнение «скользящие шаги». Сгибая в коленях ноги ребенка, лежащего на спине, попеременно прижимайте их к ягодичкам. Стопами он при этом как бы скользит по столу. Другой вариант упражнения, укрепляющего мышцы ног, - попеременно сгибать их в тазобедренных и коленных суставах. Это можно проделать 6-10 раз в постепенно ускоряющемся темпе.

После массажа грудкой клетки несколько раз согните и разогните его ручки. Чтобы было удобнее это сделать, дайте малышу обхватить большие пальцы ваших рук.

Еще одно новое упражнение - присаживание. Положите ребенка на спину, снова дайте ему обхватить ваши большие пальцы, а остальными держите его выше кисти и, разводя выпрямленные ручки в стороны, слегка потягивая к себе, побуждайте присесть. Это можно повторить 2-3 раза, если, конечно, малыш с готовностью идет вам навстречу и для него это нетрудно, а, наоборот, радостно, интересно. Впрочем, с интересами ребенка, с его настроением надо считаться всегда!

С шестимесячного возраста наступает новый этап в развитии ребенка. С этого времени начинается так называемый период подражания.

Конечно, ребенок еще слишком мал, чтобы вести себя так, как ведет взрослый. Внешне ребенок может даже никоим образом не реагировать (в смысле подражания) на то наше поведение, что он наблюдает. Но в сознании его, в памяти, будто на матрице, запечатлеваются слова и целые выражения, сказанные нами, стиль нашего поведения, проявления чувств.
Ребенок еще может не понимать, что в нем запечатлевается, но со временем разберется. Поэтому более пристально, чем прежде, следите за собой; особенно обратите внимание на проявление отрицательных эмоций - естественно, эти эмоции вы проявляете не по отношению к ребенку. Но он - невольный свидетель. Не удивляйтесь, если он когда-нибудь выдаст вам то, что «записал» теперь.

Вы не раз обращали внимание, как спит ваш ребенок. Вы даже любовались им - спящим. А заметили ли вы - не с открытым ли ртом он спит? Если с открытым, то причины этому могут быть две: либо ребенок простыл и у него заложен нос, либо у ребенка аденоиды. И в том и в другом случае вам необходимо, не откладывая, обратиться к вашему педиатру. А педиатр, если сочтет необходимым, назначит консультацию специалиста.

В возрасте шести месяцев у некоторых детей уже могут прорезаться первые зубы - два резца на нижней челюсти. У большинства детей это «приобретение», вызывающее много радости в семье, происходит в семимесячном возрасте. У иных детишек первые зубки прорезываются с запозданием.

Со временем, когда прорежутся все молочные зубы, вы насчитаете их двадцать. И они должны прослужить ребенку до школьного возраста. Поэтому очень важно их беречь.

Молочные зубы ребенка, как и постоянные, не вырастают из ничего. Молочные зубы заложены у малыша в деснах, постоянные - еще глубже, в челюстях. Поэтому забота о зубах ребенка должна начинаться еще задолго до его рождения. В период беременности эта забота заключается практически в одном - в правильном питании, чтобы в организме мамы присутствовали все витамины и микроэлементы и в достаточном количестве. Это же требование впоследствии относится и к питанию ребенка.
Постоянные зубы начинают «пробиваться» примерно с шести лет.

В питании ребенка, независимо от того, кормят его материнским молоком или коровьим или молочными
смесями, должно содержаться достаточно таких элементов, как кальций и фосфор. Именно при их участии полноценно растет костная ткань. Также необходимо достаточное присутствие витаминов А, С, D.

Замечено, что регулярные солнечные ванны благотворно действуют на образование костной ткани, в частности и зубов.

У ребенка во время прорезывания зубов замечено повышенное слюноотделение. Бытует мнение, что эти процессы как-то взаимосвязаны. Некоторые авторы считают, что никакой связи здесь не существует, что это обычное совпадение. Для мамы, ухаживающей за ребенком, нет большого практического значения - связано прорезывание зубов с усиленным слюнотечением или не связано, разве что следует чаще подкладывать под голову малыша пеленку, сложенную в несколько раз.

Если вы заметили однажды, что у вашего малыша усилился процесс слюноотделения, и посчитали, что вот-вот пойдут зубки, не опережайте время, не давайте ребенку твердых предметов для жевания: например, сушки, бублики, хлебные корки... Здесь скрывается опасность того, что ребенок откусит деснами кусочек размокшей в слюне сушки, а проглотить не сможет; тогда этот злосчастный кусочек способен застрять в дыхательных путях. Вы теперь понимаете, какой это риск...
Не подгоняйте естественные процессы.

Если у вашего ребенка «пошли» зубки и вы обнаруживаете, что слегка поднялась температура, что у малыша появились рвота и понос, не сваливайте все эти неприятные моменты на зубки. Вполне может быть, что
виной всему новый продукт питания, который вы сегодня дали ребенку. Или малыш заболел...
Не мучайтесь сомнениями, вызывайте врача.

Если у вашего ребенка не прорезались зубки вовремя, не переживайте. Это не связано с каким-нибудь недугом. Помните о том, что каждый человек индивидуален, и индивидуальность эта проявляется во всем.

Бывает, что зубки у ребенка появляются трудно: десны припухают, становятся болезненными, ребенок капризничает. В этом случае вам надлежит обратиться в вашу поликлинику к стоматологу.

Не исключена и такая ситуация: у ребенка вовремя появляются зубки, но расположены они, как вам кажется, неправильно - как бы направлены вперед. Это может быть результатом того, что ребенок сосет пальцы или слишком дружит с соской. Срочно примите меры по устранению дурных привычек. И проконсультируйтесь со специалистом - стоматологом.

В возрасте шести месяцев ваш ребенок начинает потихоньку садиться. Но он не способен еще сидеть уверенно и долго. Мышцы спины у него только развиваются... Вам очень хочется, чтобы ребенок уже сидел, вам вообще хочется, чтобы он побыстрее вырос. И вы садите ребенка в подушки... Не делайте этого! Ребенок сам будет сидеть, когда организм подготовится, когда окрепнут мышцы. Форсирование этого процесса может привести к искривлению позвоночника.

Вы замечаете, что ребенок тянется ручками, хочет посидеть. Вы можете предложить ему пальцы, пусть он схватится за них; помогите ему присесть на минутку -но не больше. Эта игра должна укреплять мышцы ребенка, а не утомлять его.

На шестом месяце большинство детей уже в состоянии достаточно уверенно удерживать голову. Но все равно некоторое время вы можете еще помогать ему делать это. Когда вы берете ребенка на руки, не держите его глубоко под мышками - в этом случае вы пережимаете малышу кровеносные сосуды и нервы. И тем самым доставляете ребенку неприятные ощущения.

В часы досуга молодые родители не прочь побаловаться со своим малышом. Ребенку ведь игры тоже доставляют огромное удовольствие... Во время таких игр будьте аккуратнее. Не поднимайте ребенка за руки. Мышцы и связки у него еще слабые и могут не выдержать нагрузки; это приведет к вывиху плечевых суставов.

Если вы заметили, что ваш ребенок беспокойный, нервный, но вроде бы здоров, что это может значить?
Это может значить только одно: вокруг ребенка неблагоприятная обстановка. Либо на ребенка постоянно покрикивают, одергивают его, ругают, забыв, что он еще совсем мал; либо ребенок постоянно является свидетелем бытовых споров и ссор. Ребенок, быть может, не понимает смысла ссор, но он отлично чувствует их отрицательную эмоциональную окраску.

Не требуйте от своего малыша слишком многого. Будьте с ним спокойны, умеренно требовательны, а не чересчур строги. И уж вовсе не позволяйте себе покрикивать на ребенка, если не хотите, чтобы он у вас вырос нервным.

Не устраивайте в присутствии ребенка ссор. Без ссор не обходится ни одна семья, какой бы идеальной она себя ни декларировала. Но вы, молодые родители, можете выяснить отношения между собой, закрывшись на кухне или в другой комнате. Ребенку вредно слышать разговор на повышенных тонах.

Возле ребенка должны царить тишина и покой -это непременные условия для развития нормальной устойчивой психики. Старайтесь говорить с ребенком спокойным серьезным или ласковым (без сюсюканья) голосом. Но и не балуйте малыша чрезмерным вниманием -от этого у него может сформироваться капризный характер.

Постарайтесь не приглашать домой шумных компаний и сами избегайте слишком людных мест. Юбилеи, торжества по поводу и без, вечеринки - не лучшее место для вашего малыша, даже если, придя в гости, вы помещаете его в отдельную комнату. Не забывайте, что вы вырвали его из привычной обстановки. А за стенкой еще шум, громкая музыка, смех... а через неделю вы будете удивляться: почему это ваш ребенок стал нервным, вздрагивает.

Нервозность в ребенке появляется и при постоянных нарушениях распорядка дня, к которому ребенок уже привык. Научитесь планировать свой день так, чтобы не нарушать его режим.

Не позволяйте ни себе, ни кому бы то ни было из близких устраивать с участием ребенка очень шумные игры, это может быть одной из причин его нервозности.

В возрасте шести месяцев ребенок уже не должен просыпаться ночью. Начав активно двигаться, он утомляется к вечеру; кроме того, он уже больше, чем прежде, съедает за вечернее кормление и успевает проголодаться только к утру. Если же ваш ребенок просыпается ночью, следует поискать причину - почему он беспокоится. Вполне уместно будет проконсультироваться по этому вопросу у педиатра.

Укладывая ребенка спать не носите его из комнаты в комнату. Ребенок уже сам должен знать часы своего сна. Добивайтесь от него большей самостоятельности: положили ребенка в кроватку или рядом с собой, спели песенку, покачали при необходимости, через две минуты он спит. Конечно, добиться такой самостоятельности от ребенка непросто; и не от каждого ребенка этого можно добиться, в особенности если он у вас с рождения на руках. Но вы знаете, к чему нужно стремиться.

Если ваш ребенок все же не засыпает в положенное для сна время или просыпается ночью да еще несколько раз, не сердитесь на него, не ругайтесь, даже не повышайте голос, не то сделаете еще хуже. Храните терпение, если хотите, чтобы ваш ребенок вырос здоровым и с уравновешенным характером.

Вам вдруг показалось, что ваш ребенок криклив - и этим отличается от других детей его возраста. Возможно. Но не забывайте, что ребенок - ваше маленькое зеркало. Может быть, вы и сами крикливы? Если так, то сделайте выводы и впредь при ребенке храните спокойствие. Подражание для детей - стиль жизни на долгие годы (а возможно, и не только для детей).

Если вы уверены, что ведете себя при малыше всегда спокойно, поищите причину крика: быть может,
ребенок в чем-то нуждается или нездоров. Вызовите участкового педиатра.

Вы читаете много литературы о маленьких детях, у вас есть знакомые с такими же маленькими детьми или ваши знакомые уже вырастили своих детей и теперь авторитетно вам заявляют, что ваш ребенок в шестимесячном возрасте должен уметь то-то и то-то... А вы вроде заметили, что ваш малыш этого еще не умеет. Не огорчайтесь, все придет. Присмотритесь к своему ребенку внимательнее, возможно, он умеет то, чего еще не умеют другие. Всякий ребенок уже с рождения - индивидуальность.

Что надо знать родителям пятимесячного малыша

Вашему ребенку уже исполнилось 5 месяцев. Процесс его роста вам был незаметен, но то, что ребенок вырос, вы видите по тому, как он перерос свою одежду. Вам приходится покупать ему рубашечки большего размера. Вы уже знаете требования к одежде: она должна быть теплой, не стеснять движений, нигде не жать, не тереть. Вы не ошибетесь, если будете покупать одежду ребенку на размер больше.

Если ваш ребенок все это время довольствовался маленькой кроваткой, то пора купить кроватку побольше - которая послужит малышу до школы. Если же вы сразу купили большую кроватку, то пришло время опустить у нее дно.

Ваш ребенок по-прежнему должен спать на не очень мягком ровном матрасике из какого-нибудь натурального материала. Также не нужна ребенку подушка (она может понадобится значительно позже - после двух лет). Даже когда ваш ребенок вырастет и пойдет в школу, вы иногда будете замечать: он спит, отодвинув подушку в сторону. Так ему удобнее.

Для того, чтобы ложе ребенка было ровным, положите на матрасик вчетверо сложенное одеяло. На одеяло не забудьте положить клеенку, если малыш спит без подгузника, и только затем - простыню. Концы простыни должны быть хорошо подвернуты под матрасик - не оставляйте на простыне складок.

Одеяло, которым вы укрываете малыша, должно быть легким и теплым. На одеяло надевается хлопчатобумажный пододеяльник.

Иногда в комнате возникают случайные сквозняки. Чтобы уберечь от них ребенка, перекиньте через спинку кроватки байковую пеленку или легкое покрывало. Пусть эти пеленка или покрывало так и остаются здесь все время.

Вы уже заметили, что ребенок ваш стал подвижен, и вас, естественно, радует это. Но в подвижности ребенка таятся и немалые опасности. Изучая окружающий его мир, ваш малыш стремится все схватить, чтобы рассмотреть поближе. Особенно привлекают его яркие блестящие предметы, которые он время от времени видит у вас в руках: ножницы, наперстки, иголки, нож, пилка для ногтей, вязальные спицы и т.д.

Вам понятно, что это не те предметы, с которыми можно ребенку играть - даже в более старшем возрасте. Не оставляйте перечисленные предметы в доступных для ребенка местах. Если же вы работаете с этими предметами и поблизости находится ваш ребенок, будьте начеку.

Опыт показывает, что образцовый порядок в доме - гарантия безопасности для ребенка. Каждая вещь должна лежать на своем месте. А чтобы она там лежала, вы не должны забывать ее положить на место. Неприятные сюрпризы, недоразумения и несчастья происходят в доме тогда, когда вещи перестают «знать место». Продумайте свой быт до мелочей, попробуйте смоделировать несколько опасных ситуаций, вынесите из детской комнаты все ненужное.

Вы уверены, например, что вам нужна в детской комнате ваза на столе? И скатерть?.. Ребенок однажды может схватиться за край скатерти и потянуть ее на себя. И ваза поведет себя не лучшим образом.

Не оставляйте вблизи ребенка острые предметы. Конечно, вы не оставите их специально, но вы можете их обронить. Упала иголка на пол. Вы склонились, поискали и не нашли. И успокоились. Будьте уверены: пройдет некоторое время, и эту иголку найдет ваш ребенок. Откуда ему знать, какую опасность она представляет. Например, для глаз. Или гвоздик, который случайно выронил отец.

Избегайте прогулок в ветреную погоду. Внезапный порыв ветра может насыпать ребенку пыли в глаза. И это закончится конъюнктивитом. В этом возрасте любая болезнь слишком опасна для ребенка и чревата осложнениями. В том числе и конъюнктивит - заболевание такого сложного органа как глаз.

Когда ребенку исполнится пять месяцев, он уже не спит так спокойно, как прежде, и, конечно же, сбрасывает с себя одеяло. Особенно если одеяло не по сезону теплое - ребенку под ним жарко, ребенок потеет. Вы заменили одеяло, но ребенок все равно сбрасывает его, дрыгает во сне ножками. А вы уже устали к нему подниматься; вас постоянно тревожит, как бы малыш не замерз и не заболел...
Пришейте к углам одеяльца завязки. Лучше, если это будут резинки. С их помощью вы можете привязать одеяло к прутьям кроватки и уже будете уверены, что ребенок ночью не раскроется.

Если ваш ребенок имеет обыкновение раскрываться ночью, отличным выходом из положения может быть использование спального мешка.

Вы не должны забывать о регулярном контроле со стороны педиатра. Врач профессионально оценит физическое и психическое развитие вашего малыша, соответствует ли это развитие возрасту; если необходимо, покажет ребенка профильному специалисту; оценит состояние здоровья; даст вам советы по уходу.

Поговорим об игрушках.

В этом возрасте ребенку требуются еще довольно простые игрушки. Основные требования к ним прежние: игрушки не должны представлять опасность для здоровья ребенка - нельзя давать игрушки с острыми краями, нельзя давать игрушки разбирающиеся на мелкие детали. Игрушки должны быть из материала, который легко помыть: резиновые, деревянные, пластмассовые.

Выбирайте для ребенка игрушки яркие, разноцветные, пестрые, разнообразных форм. Помните, что игрушка - это не просто отвлеченная забава, а предмет, развивающий ребенка; игрушка развивает цветовосприятие, пространственное воображение (соотношение форм); занимаясь с игрушкой, ребенок учится координировать свои движения, воспринимать предмет зрительно с разных расстояний; он пробует ее на ощупь - твердая игрушка или мягкая; и даже исследует на вкус.

Конечно, покупайте малышу игрушки по возрасту. Но если вы встретили в магазине что-то более сложное и не можете удержаться, купите и эту игрушку. Ребенок подрастет, и она придется ему кстати. Но если вы купили такую игрушку, не показывайте ее ребенку преждевременно - чтобы он не привык к ней и не потерял впоследствии к этой игрушке интерес.

Интерес ребенка к игрушке - это важно. Время от времени меняйте те игрушки, с которыми играет ваш ребенок. Если вы заметили, что малыш стал равнодушен к какой-то игрушке, спрячьте ее на недельку в шкаф и купите другую игрушку. Когда вы через неделю достанете игрушку старую, вы убедитесь, что ребенок будет опять с удовольствием играть с ней - и будет воспринимать ее как воспринимаете вы старого знакомого.

Поиграйте и вы в игрушки с ребенком. Ведь только от вас он может узнать, что это за игрушки: что собачка - это собачка, а котик с бантиком - это котик с бантиком; собачка лает, котик мяукает. Малышу все это безумно интересно. В этих первых играх перед ним предстает простенькая модель мира.

Вам необходимо знать, что игры с ребенком устанавливают между вами более тесный эмоциональный контакт. Такие контакты - это одна из основ ваших последующих с ребенком взаимоотношений. В частности - уважения, любви... Вы же хотите, чтобы ваш ребенок впоследствии долгие годы относился к вам с самой нежной любовью... Побольше занимайтесь с ним. Пусть он открывает мир с Вашей подачи, пусть он видит окружающее вашими глазами.

Давая ребенку разные игрушки (желательно по одной), называйте их. Ребенок, пусть еще и не способен сам говорить, запоминает слова и их значение. Со временем это поможет ему быстрее заговорить.

Если вы даете ребенку разборные игрушки, то выбирайте такие, какие не представляют для ребенка опасность: например, разборные матрешки, кубики, пирамидка. Детали разборных игрушек не должны быть слишком мелкими. Маленькие дети в этом возрасте постигают не только окружающий мир, но и собственное тело. И малышу бывает очень интересно засунуть в нос фрагмент мозаики или спрятать в ухо пуговку, оторвавшуюся от платьица куклы, и т.д.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

  • К 6 месяцам большинство малышей уже легко умеют переворачиваться на обе стороны, и со спины на животик. А некоторые, наиболее шустрые, начинают вставать на четвереньки и медленно передвигаться, переставляя ручки или немного подползать, пытаясь достать игрушку. Это время первых передвижений малыша, время, когда он начинает учиться ползать. Еще смешно, иногда, даже задом наперед, как бы отталкиваясь……А начинает подползать малыш даже не столько от того, что укрепил свою спинку, ручки и ножки, а потому, что он созрел умственно! Малыш уже созрел для того, чтобы думать и двигаться вперед, осваивать пространство. Сегодня малыш пополз, а завтра попытается сесть, освободит свои ручки для игры, а потом и пойдет…..
    Ползание стимулирует и развивает кроху физически, оно укрепляет спинку малыша. Лучше, когда ползание будет предшествовать сидению, потому что это благоприятно скажется на развитии позвоночника и внутренних органов. Предоставьте своему непоседе простор для исследования мира! Пусть он ползает по квартире, но обязательно обеспечьте ему безопасность.
    Новые впечатления очень радуют малыша и способствуют его развитию. Научившись ползать, ребенок очень быстро развивает в этом такое мастерство и достигает таких темпов, что можно с уверенностью сказать: спокойные времена для родителей миновали!
  • Ребенок в 6 месяцев уже свободно и легко берет игрушки из разных положений, играет ими, перекладывает игрушки из руки в руку.
  • Малыш научился владеть своим тельцем, он может теперь наклоняться справо налево и наоборот - при этом он переносит всю тяжесть в соответствующую сторону. Кроха уже может удержать в каждой руке по игрушке. В это время он учится управлять одновременно двумя руками. Не упустите моменты этого бурного роста, стимулируйте малыша для его интеллектуального развития, подпитывайте его ум первыми развивающими игрушками. В этом возрасте малыши очень любят всевозможные баночки и коробочки – открывать и закрывать их, вкладывать или вынимать предметы. Играйте с ним и одновременно читайте стишки. Так малыш будет учиться сам сопровождать ваши стихи различными модуляциями голоса, изменяя силу звука. Он будет радоваться, когда в ответ почувствует одобрительную реакцию родителей!
  • К 6 месяцам кроха уже узнает свое имя. Он очень радуется, если к нему обращаются, оборачивается в сторону взрослого человека.
  • Если раньше малыш любил, когда с ним разговаривают, то теперь он стремится принять участие в активном разговоре. У него появляются первые слоги, которые он старается произнести за взрослым. Это первый сознательный лепет. Он понимает обращенную к нему речь: ищет взглядом называемый предмет (Где лампа? Где стол?), или человека (папу или маму), смотрит внимательно на говорящего
  • Теперь ваш кроха уже узнает близких по голосам из соседней комнаты. Папа приходит с работы, а он радуется и восторженно ликует на руках! К чужим, наоборот, он относится теперь очень настороженно. Малыш может долго и внимательно рассматривать незнакомца, а потом или улыбнуться, или расплакаться. Это уже не 3-4 месячный несмышленыш!
  • 6-месячный кроха слушает музыку, он подпевает, воркует. Малыш может смеяться, он уже воспринимает музыку эмоционально и выразительно.
  • В 6 месяцев малыш может огорчаться, если ему что-то не удается, или радоваться, если он овладевает каким-либо предметом. Он осознанно обижается, если у него отнимают игрушку или не обращают на него внимание.
  • Понаблюдайте, как в 6 месяцев ваш кроха умеет хорошо кушать. Он уже уверенно открывает ротик и ест с ложки. Некоторые малыши к этому возрасту начинают хорошо пить из чашки. С этого возраста ваш малютка может уже принимать участие в ваших семейных обедах. Так он набирается опыта общения в семье.